Москва расследует в Бердске крушение самолета и гибель пилота
Сегодня, в воскресенье 13 августа, в Бердск прилетели четыре представителя московской авиационной комиссии из Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которым предстоит установить причины авиакатастрофы с гибелью пилота, произошедшей в канун дня ВВС на аэродроме «Бердск Центральный».
Как сообщал сайт Бердск-онлайн с места происшествия, польский спортивный легкомоторный самолет «Вильга» потерпел крушение при взлете около 18:30 часов в пятницу, 11 августа. В результате авиакатастрофы погиб очень опытный 63-летний пилот мастер спорта СССР, чемпион и призер России, чемпион Мира Сергей Дадыкин, имеющий общий налет более 9,5 тыс. часов и освоивший 23 типа летательных аппаратов.
Под управлением пилота Дадыкина самолет «Вильга» поднялся на высоту не более 15 метров. Буксируемый им планер поднялся на такую же высоту. Внезапно самолет ушел в штопор и упал. При ударе о землю раскололся пополам и загорелся. Планерист не получил повреждений, а пилот погиб на месте.
— Самолет только оторвался от земли и сразу упал, — сообщил сайту Бердск-онлайн руководитель Новосибирского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ Игорь Колбин. – Техника работала до последнего момента.
В тот день учения на базе ДОСААФ на бердском аэродроме проходили взрослые курсанты, обучающиеся управлению самолетами.
На фото: Дадыкин Сергей Николаевич погиб 11 августа 2017 года в Бердске
Почему «Пчелка» разбилась?
11 августа многие бердчане наблюдали полеты этого самолета, который прозвали «пчелка» из-за специфичной окраски.
— Над нашим домом поднялись и почти сразу самолет отцепил планер и резко ушёл в сторону аэродрома, а планер летал низко прям над домом, — рассказала бердчанка Валентина Волякова.- Сразу не поняли что произошло, а потом увидели пожарных, МЧС, «скорую»…
— Сергей Дадыкин — очень опытный пилот. Старая школа!!! Видел сегодня его последние полеты-буксировки… Моторчик на этой «Вильге» давно похлопывал уже. Сегодня летали в режиме беспрерывных взлетов и посадок они. Похоже движок на польской «старушке» не выдержал… Оно и не удивительно! Новых самолетов нет, господдержки нет, авиация погибает, авиаклубов почти не осталось! Чему удивляться. Земля пухом тебе, Серега, — написал Константин Кольман.
На фото: Комментарий из соцсетей
По поводу гибели Сергея Дадыкина скорбит сейчас всё лётное сообщество страны. Соболезнования прислали, в том числе, и из Республики Татарстан.
— Казанский ДОСААФ соболезнует, — написала Александра Ермосина.
Опытные пилоты полагают, что авиакатастрофа могла произойти потому, что на привязке у самолета отказал двигатель. Но находившиеся в момент полетов на аэродроме специалисты подтверждают слова Игоря Колбина, отмечая, что даже в тот момент, когда самолет упал и разбился, мотор продолжал работать.
Причины авиационного инцидента в Бердске комиссия МАК будет расследовать на протяжении пяти суток.
Самописцев, именуемых «черным ящиком», на самолетах такого типа не предусмотрено. Но следователи изымут запись переговоров пилота и руководителя полётов. Также проведут расследование по курсу лётной подготовки. Изучат состояние самолета. Поскольку летательный аппарат изготовлен в Польше, к расследованию могут привлечь представителей завода-производителя.
Разломившийся пополам и обгоревший летательный аппарат сейчас лежит, прикрытый сверху, на лётном поле аэродрома. Тело погибшего пилота находится в бюро СМЭ в Новосибирске. Вскрытие произведут в понедельник, 14 августа. После этого будет определена дата похорон.
Сергей Николаевич Дадыкин 25 лет проработал в Новосибирском авиационно-спортивном клубе ДОСААФ. Его приход в клуб положил начало пилотажному направлению.
Второй смертельный инцидент за три года. Трое погибших
Этот смертельный инцидент уже не первый в Бердске.
7 августа 2014 года легкомоторный самолет, принадлежащий ДОСААФ России, ушел в штопор через 12 секунд полёта и упал на аэродроме «Бердск Центральный». Самолет при крушении раскололся и загорелся.
В результате ЧП во время учебного полета разбились, упав вместе с самолетом, 16-летняя курсантка Сибирского авиационного кадетского корпуса им. А.И. Покрышкина Виктория Горелкина из Новосибирска и 42-летний инструктор ДОСААФ России Евгений Якимов. Девушка — внучка генерал-майора авиации Владимира Горелкина.
Российской Федерации из-за крушения самолета ЯК-52 был причинен ущерб на 1 млн 680 тыс. рублей.
Расследование уголовного дела и судебное следствие — длилось два года.
29 августа 2016 года бердский федеральный суд приговорил к 3,5 годам колонии бывшего начальника новосибирского авиационного спортклуба ДОСААФ России Сергея Сметанина. На него была возложена ответственность по факту крушения самолета ЯК-52 и гибели двух человек – пилота и курсантки.
Бердский суд признал Сметанина признан виновным в умышленном нарушении требований эксплуатации и техобслуживания самолета ЯК-52. Судья Татьяна Васюхневич сообщила, что выполнения полетов на этом самолете не отвечали требованиям безопасности жизни и здоровья людей. И об этом знал Сметанин.
Обвиненный в преступлении Сметанин своей вины не признал, указав, что причина инцидента в ошибке, допущенной экипажем. Сметанина взяли под стражу в зале суда. Также со Сметанина в пользу представителя потерпевшей взыскано 500 тыс. рублей.
К сведению
Отметим, что председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев еще 3 декабря 2016 года внес изменения в перечень аэродромов совместного базирования России. Изменения, как сообщал сайт Бердск-онлайн, коснулись и аэродрома «Бердск-Центральный», утратившего военный статус и ставшего экспериментальным аэродромом совместного базирования Минобороны и Минпромторга России.
Изменение режима использования аэродрома не предполагает изменения статуса и ведомственной подчиненности земель, на которых он располагается. Территория бердского аэродрома по-прежнему остается в ведении Минобороны России.
Но с даты подписания Дмитрием Медведевым распоряжения войсковые части лишены права базироваться на территории аэродрома «Бердск-Центральный» на постоянной основе. Зато были увеличены шансы на продвижение проекта о строительстве на базе бердского аэродрома завода по выпуску самолетов малой авиации. Об этом ранее сообщал сайт Бердск-онлайн со ссылкой на директора ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» Владимира Барсука.
По словам Барсука, вопрос о совместном использовании аэродрома и дальнейшей производственной деятельности с февраля 2016 года обсуждался с Департаментом авиации Минпромторга России. Владимир Барсук предполагал, что вопрос передачи земель должен быть решен до начала 2017 года. Но земли аэродрома «Бердск Центральный» не переданы до сих пор.
Аэродром «Бердск-Центральный» ценен тем, что у него хорошее лётное поле – единственное в Новосибирской области с такими дренажными сооружениями. Здесь ровное покрытие: можно посадить и самолет ТУ-104, принять который из-за большого веса способен далеко не на каждый аэродром в стране.
Видеокомментарий. Александр Савицкий-старший оперативный дежурный смены Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Новосибирской области о крушении самолета в Бердске