ВС РФ рекомендовал не наказывать за репосты в соцсетях
Пленум Верховного суда России дал разъяснения по важной проблеме: следует ли наказывать человека за так называемые репосты в социальных сетях. Если пользователь дал на своей страничке ссылку на какую-то экстремистскую статью, стоит ли его тоже записывать в экстремисты?
Правовая позиция Верховного суда России такова: один «лайк» еще не делает человека преступником, надо внимательно изучать контекст, смотреть все обстоятельства, сообщает «Российская Газета». Сегодня пленум Верховного суда страны внес соответствующие поправки в постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», принятое еще пять лет назад.
Вот дословные изменения: «при решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней».
Многие граждане, в том числе граждане начальники, подчас излишне прямолинейно понимают слово «лайк». Но «лайкнуть» ту или иную статью далеко не всегда означает одобрение. Просто долгое время других значков в социальных сетях не было. Так что «лайк» мог означать что угодно, вплоть до возмущения.
На самом деле знак означал, что информация чем-то зацепила человека, и он хочет привлечь к ней внимание своих интернет-знакомых. Возможно, он для того и ставил галочку, чтобы раскритиковать. Или начать дискуссию.
Выражать свое мнение законом не запрещено. Запрещено — сеять вражду. Поэтому каждый раз правоохранители, а вслед за ним и суды, должны отделять здоровую дискуссию от экстремизма. Между тем Верховный суд отметил, что в прошлом году судимость за преступления экстремистской направленности выросла в два раза. С начала 2016 года к ответственности привлекли 398 человек. Верховный суд обратил внимание на то, что множество людей были осуждены именно за репосты информации в соцсетях.
Зато к финансированию экстремистской деятельности может быть причислен не только сбор денег, но и передача одежды или электронных устройств.
«Финансированием экстремистской деятельности следует признавать не только оказание финансовых услуг, как например, предоставление или сбор денег, но обеспечение предметами обмундирования, экипировки, средствами связи, с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности», — говорится в постановлении пленума Верховного суда. «Финансированием экстремистской организаций также являются как систематические отчисления, так и разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц».
Напомним, что в статье 282.3 УК РФ предусмотрена ответственность за действия, состоящие в предоставлении или сборе средств либо оказании финансовых услуг для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.
Справка Бердск-онлайн
В Бердске 21-летнего Максима Кормелицкого за репост в соцсетях приговорили к году колонии-поселения. В ожидании отправки в колонию молодой человек, как сообщал сайт Бердск-онлайн, совершил покушение на убийство своей подруги и предстанет перед судом уже по новой статье УК РФ.