Дети-аутисты научились общаться и учиться в пилотном классе в школе №4 в Бердске
В бердских школах на сегодня учится 483 ребенка с ОВЗ и инвалидностью, детсады города посещают 479 таких детей.
Уже несколько лет обеспечение прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на доступное и качественное образование является одним из приоритетов системы образования Бердска, отмечает начальник управления образования и молодежной политики Жанна Тузова.
Инклюзивно в 168 общеобразовательных классах по адаптированным образовательным программам обучается 347 детей с ОВЗ и инвалидностью. В школах №3, 9, 12 организовано обучение в шести специальных коррекционных классах для 39 детей.
Для коррекции отклонений в развитии детей в детсадах Бердска функционирует 105 специализированных групп.
В соответствии с медицинскими справками и заявлениями родителей (законных представителей) для 106 обучающихся с ОВЗ организовано индивидуальное обучение на дому по адаптированным образовательным программам.
Региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» в Бердске реализуется уже 8 лет. Сегодня в проекте участвует пять городских школ, в которых 228 детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
— Практики реализации моделей инклюзивного образования образовательных организаций города Бердска представлены на всероссийском, региональном и муниципальном уровнях, получили высокую оценку педагогического сообщества и родительской общественности, — рассказала Жанна Тузова. — Модель инклюзивного образования школы №12 в этом году была отмечена Большой золотой медалью выставки «Учебная Сибирь 2019».
На базе школы №9 в рамках муниципальной инновационной площадки была разработана и апробирована «Модель сетевого взаимодействия по развитию инклюзивного обучения». В ее основе – методическое сопровождение образовательных организаций по вопросам образования обучающихся с ОВЗ через оказание консультационно-методических услуг педагогам общеобразовательных и дошкольных организаций, всесторонней помощи родителям и детям в возрасте 5-7 лет в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу. В настоящее время школа является победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
Как говорит директор школы №9 Вера Забелич, в инклюзивном обучении задействованы все школьные педагоги. Дети, участвующие в программе, легче адаптируются в коллективах сверстников, проходят социализацию и показывают высокие результаты в обучении.
Показал первые результаты ресурсный класс для детей-аутистов, в качестве пилотного проекта открытый в сентябре 2018 года на базе школы №4 в бердском Новом поселке. Педагоги по итогам года обучения отметили, что у детей наблюдается положительная динамика по таким показателям оценки базовых речевых и учебных навыков, как игра и проведение досуга, поведение в группе и расписание дня в классе, просьбы и орфография, улучшились показатели в социальном взаимодействии, по навыкам чтения и математике.
— Понимание проблем работы с такими детьми определило тематику проведённой в марте 2019 года на базе образовательных организаций города Бердска областной научно-практической конференции «Аутизм: вызовы и решения», — продолжает Жанна Тузова. — В работе конференции приняли участие более 80 педагогов образовательных организаций Новосибирской области, которые обсудили методические аспекты и эффективные практики работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.