°C

“Вега” прекратила своё существование в 90-х, но её аппаратура живёт до сих пор. Кто и зачем в Бердске восстанавливает магнитолы знаменитого радиозавода?

Рассказываем об Олеге Щербакове
Олег Щербаков увлеченно восстанавливает старую аппаратуру БРЗ
Олег Щербаков увлеченно восстанавливает старую аппаратуру БРЗ
Рассказываем об Олеге Щербакове

У Олега Щербакова своя фотостудия и мастерская по изготовлению сувенирной продукции. А еще у него коллекция веговских магнитол, проигрывателей, радиоприемников и кассетных плейеров. И все они работают. Зачем в эпоху беспроводных колонок и мощных аудиосистем в смартфонах восстанавливать старую веговскую аппаратуру — в материале Бердск-Онлайн. 

По словам Олега, радиотехникой он увлекается еще со школы. В детстве бегал в Дом пионеров и собирал разные электронные схемы. В 14 лет у него появилась первая магнитола. Тогда бердский радиозавод выпустил новую модель “Вега-328”. По цене она приравнивалась к двум родительским зарплатам — 420 рублей. Будоражила умы не только подростков, но и всего взрослого населения Союза. В сравнении с нынешнем временем — это примерно как сейчас купить 12-й айфон. Естественно, не каждый мог позволить такую роскошь, поэтому юный Олег отправился на завод, сообщает Бердск-Онлайн. 

Отработал два месяца на летней практике и всю зарплату “спустил” на магнитолу. 

“Мальчишки завидовали мне во дворе. Магнитола была переносная. Но главное ее достоинство – она была стереофонической, принимала участие в моем школьном выпускном. И под музыку этой магнитолы мы и танцевали”, — рассказывает Олег.  

Сейчас в коллекции Олега более сорока изделий. В основном это переносные магнитофоны, чуть меньше проигрывателей, радиоприемников, плейеров и акустических систем. Магнитолы в коллекции с 1973 по 1993 годов выпуска. Сначала Олег покупал их через объявления, а потом стали приносить люди. 

На восстановление уходит от двух дней до нескольких месяцев. Обычно элементы Олег берет у “доноров”, это рабочие или частично рабочие экземпляры одной модели.  

Что-то приходится месяцами выискивать по всей России и выкупать. Например, иглы для проигрывателей и электрофонов, пассики. Это одни из самых малодоступных элементов, по словам Олега. 

“У “Веги” заменяемость комплектующих очень высокая. Допустим, конденсаторы, которые применялись здесь на 50 микрофарад, я могу спокойно поставить на 47 или чуть большей емкости.  Что позволяет быстро подобрать детали из современных аналогов”, — рассказывает Олег. 

На продажу идут восстановленные дубликаты. Первичные модели остаются в коллекции. В основном Олег работает по заказам. Восстановленные магнитофоны могут стоить от пяти тысяч рублей.

“Сейчас пошла новая тенденция — люди начинают возвращаться к аналоговому звуку. Ко мне многие обращаются с просьбой помочь приобрести проигрыватель винила, или магнитофон. Но желательно при этом, чтобы был ФМ…”.

Веговскую аппаратуру Олег не только восстанавливает, но и осовременивает. Устанавливает блок фиксированных настроек FM-волн, bluetooth, aux-, sd-, usb — разъемы. Ведь раньше всего этого не было. Радио работало в УКВ, СВ, ДВ, КВ диапазонах волн, а носителями были кассеты и грампластинки. 

Все недостающие детали дизайна, Олег печатает на 3d-принтере и, по словам реставратора, их не отличить от оригинала. Восстанавливает кнопки, шильдики в стилистике завода. Где-то поправляет звуковые фильтры. Но в целом, звучание остается родным. 

Популярная группа «Баккара» на веговском проигрывателе. 

 

Однако конечная цель его коллекционирования не продажа, а создание собственного мини-музея. С ним Олег мечтает выставляться на различных мероприятиях и рассказывать о былой славе радиозавода.

“Моя идея — это показать живую ретротехнику, которую можно включить. Чтобы “Вега” именно звучала. Слоган той “Веги”, я хочу сохранить в изделиях. А во-вторых, дети должны знать о том, ЧТО производили их бабушки и дедушки, мамы и папы”. 

Среди его заказчиков в основном люди 45+. Молодого поколения практические нет. 

“Скажем так, заходят и не придают значения, до тех пор, пока не слышат звук. А вот, когда звук услышат, говорят: “А он живой, не цифровой”. У многих есть непонимание того, как можно звук с кассеты, с винила извлечь”.

Но и молодежь, по мнению Олега, спустя время еще заинтересуется ретротехникой. “Нужно дать время на осознание. Мы же не возвращаемся сейчас только к этому [прим. авт.: магнитофонам], нас интересуют еще и патефоны, например. Интересно посмотреть, как все это работало. Мы спохватываемся о том, что нам хотелось бы увидеть тогда, когда к этому доступа уже нет. В Академгородке есть музей, который уже сейчас скупает недорогие dvd-проигрыватели, VHS-кассетники, чтобы все это сохранить на своей базе. Они понимают, что через 20-30 лет это уже будет историей”.  

В ближайших планах Олега восстановить музыкальные комплексы “Вега”-120 и “Вега” -122 . В свое время они были передовыми с своем сегменте, за ними охотились по всему Союзу.

Галерея:

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить