Засекреченный Косберг работал в Бердске
В апреле 1961 года за первым полетом человека в космос с волнением следили не только советские граждане, но и американцы, прослушивавшие трансляцию с первых секунд. Знаменитое «Поехали!», известное всему миру, ознаменовало старт корабля, после которого Гагарин продолжил комментировать самочувствие и обстановку на борту.
Когда корабль преодолел притяжение Земли, американцы вдруг услышали озорной голос Гагарина: «Косберг сработал!»
Это, между прочим, были первые слова человека в космосе. Ну, а американцы принялись судорожно искать, что же это за аппарат такой, «косберг», и как он работает.
В официальной стенограмме полета этой фразы нет: Гагарин и без того получил нагоняй, что без шифровки произнес фамилию одного из самых засекреченных конструкторов – Семёна Ариевича Косберга, члена великой команды, которая проложила человечеству дорогу в космос, обладателя пропуска №2 на Байконур после Королева, создателя третьей ступени ракеты.
Кто такой Косберг?
В сентябре 1941 года 29 человек во главе с Семёном Косбергом, тогда ещё начальником конструкторского бюро по разработке систем непосредственного впрыска ОКБ завода №33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП), прибыли в Бердск Новосибирской области.
Задача перед инженерами бюро КБ-296 стояла непосильная: в предельно сжатые сроки усовершенствовать недавно созданную модель нового двигателя самолета и наладить его серийное производство.
Но для производства не было ничего, даже здания, а работать приходилось в суровых сибирских условиях. Об этом подробно рассказывается в фильме «Гении и злодеи», снятом при поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках проекта Льва Николаева.
Косберг собрал еще и оркестр
— Днем инженеры и работники завода сидели за чертежами, а ночью копали котлован для будущего завода, сами забивали сваи, обжигали кирпичи и возводили здание. Однажды, когда силы у всех закончились, вдруг грянул оркестр и зазвучал приятный голос главного конструктора «Нам песня строить и жить помогает».
Откуда взялась музыка? А это Семен Ариевич узнал, что четверо конструкторов владеют музыкальными инструментами и быстренько организовал оркестр. Из остальных сотрудников сколотил хор, которым дирижировал до окончания эвакуации.
Агрегат группы Косберга увеличил боеспособность самолетов
Новая система непосредственного впрыска была на тот момент чрезвычайно передовой: агрегат устроен таким образом, что во время полета топливо поступало в двигатель бесперебойно, и это в разы увеличивало боеспособность самолетов — их маневренность, скорость, дальность полета и мощность. За такой результат стоило биться, как на фронте.
И в итоге уже в сентябре 1942 года новый двигатель НВ для авиационного мотора АШ-82ФН, применявшегося на истребителях Ла-5 и Ла-7, был внедрен в серийное производство. И это позволило советской авиации получить преимущество в воздушных боях над лучшими немецкими истребителями «Фокке-Вульф» и «Мессершмитт». Параллельно в КБ велись работы по созданию новой модели двигателей для штурмовиков системы Ил.
Всего с 1942 по 1949 годы было сдано в эксплуатацию более 30000 агрегатов НВ.
Материал подготовила руководитель музея Бердского политехнического колледжа Ольга Сазонова.