Вместе с ёлками ликвидирован сквер у «Меркурия» в центре Бердска
Сегодня, 20 июня, в бывший сквер у ТЦ «Меркурий», где накануне вырубили ёлки, уже завезли черный грунт и бордюрный камень. Рабочие создают клумбу треугольной формы на малом участке бывшего сквера.
В мэрии Бердска отметили, что проект благоустройства этой территории ранее был согласован в управлении ЖКХ. А вот разрешения на вырубку огромных деревьев никто не давал. И поэтому по факту вырубки елей в центре города перед зданием ТЦ «Меркурий» администрацией Бердска была инициирована проверка, материалы которой АТИ передала в полицию Бердска.
Бабушек-торговок сегодня оттеснили с ранее оккупированных ими скамеек вдоль тротуара. Старушки теперь расселись на границе другого тротуара – в тени пиццерии. Прямо на земле и стульчиках. Словно в знак протеста.
Этот несанкционированный базар – словно притча во языцех для Бердска – он появился в перестроечные годы, когда «зеленый базарчик» удалили от разрастающихся гаражей на остановке «Радиозавод». И около 20 лет с базаром на остановке «Универмаг» в Бердске ведут борьбу. Сначала МВД, потом мэрия.
Участок, на котором в сквере росли ёлки, находится в частной собственности с 2014 года. В мэрии города отметили, что вид разрешенного использования участка — для благоустройства магазина.
Несколько лет назад на фоне «борьбы со стихийным рынком» руководство ТЦ «Универмаг» благоустроило сквер. Вокруг елочек поставили заборчик, рядом – скамейки. И даже посеяли там траву. Об этом в те годы даже писали в местных газетах как о примере социально ответственного бизнеса.
Для старушек, продающих огородные излишки, вдоль забора почты в направлении от ул. Ленина к городской стоматологии тогда поставили металлические павильончики с козырьками. Те, какие перестали быть нужными городскому рынку. И, напомним, в те годы не было еще ни «Меркуриев», ни здания, занимаемого сейчас «Нью-Йорк Пиццей», ни такого количества павильонов сотовой связи.
— Бабушки неохотно торговали в этих ларьках. Одна вслед за другой перемещались снова на тротуар, на скамейки – поближе к остановке, — вспоминает Руслан Пуляев, бывший начальник отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка (ОБПР), существовавшего при милиции общественной безопасности Бердска. – Мы их гонять выходили с 5 часов утра.
Гоняли. Выписывали предупреждения о недопустимости стихийной торговли. Штрафовали. На этом месте продажи вели не только огородники, но и рыбаки и другие – со скоропортом, запрещенном для продажи в неприспособленных условиях. Со временем здесь стали появляться цыгане с «самоварным золотом», продавцы очков, халатов и трусов и прочего ширпотреба. Но к тому времени милицию, а вместе с нею и ОБПР упразднили. А полицию не наделили былыми функциями. И ликвидировать незаконные рынки полицейские оказались более не вправе.
— Это не является компетенцией полиции, — еще в 2015-м году пояснял начальник бердского отдела МВД Сергей Проценко в интервью сайту Бердск-онлайн. – Этим должна заниматься администрация города Бердска. — Администрация города должна решать вопрос о наказании этих граждан [имеет в виду торговцев]. Этим полиция не занимается.
И администрация занялась. Причем – с особым рвением после того, как нынешний мэр Бердска Евгений Шестернин в начале июня текущего года распорядился убрать из центра города «филиал новосибирской барахолки», оставив тут только «редис и укроп». Мэр считает, что на центральном рынке достаточно места и созданы все условия для торговли.
— Это нужно исключать, — сказал Шестернин.
Исключили. Вместе со сквером. Мэрия рапортовала, что по результатам работы по пресечению несанкционированной торговли по ул. Ленина, 47, в районе ТЦ «Меркурий» с собственником земельного участка достигнута договоренность о реконструкции и благоустройстве данного земельного участка. Проведение работ по благоустройству этой территории было запланировано на конец июня 2017 года.
Дочь владельцев «Универмага» и обоих «Меркуриев» Ульяна Антропова отказалась как-либо комментировать в интервью сайту Бердск-онлайн факт исчезновения деревьев с когда-то облагороженной ими территории сквера. Да и вообще не пожелала обсуждать тему производимой в эти дни сомнительной «реконструкции» участка земли.
Бывший начальник ОБПР Руслан Пуляев полагает, что столь кардинальная мера, скорее всего, процентов на 80 вытеснит торговцев с территории у остановки «Универмаг».
— Не смогут пожилые люди целыми днями сидеть на солнцепёке. Ранее они сидели под ёлочками, — говорит Пуляев, подчеркивая, что и сегодня существует масса механизмов для цивилизованной борьбы со стихийной торговлей, в том числе административные штрафы.
По мнению Руслана Пуляева, ликвидировать, не предоставив равноценную альтернативу, — не решить проблему.
— На площадке у ТЦ Микрорайона бабушки сидят веками, и никто их оттуда не гонит, — рассуждает он. – В центре города для микрорынка нет свободного участка земли. Поэтому его тут и не сделают.
В данной ситуации в бесспорном выигрыше здесь остается владелица фруктового киоска, у которой в собственности и кусок земли вдоль тротуара, на который она выставляет лотки. Разрешение на торговлю с лотков на своей земле ей не требуется. Ее, как вспоминает Пуляев, и в начале 2000-х годов полицейские не могли наказать – не за что, все законно.