Рабочие из Дании, Швеции и Финляндии выступают против Илона Маска
Рабочие Дании, Швеции и Финляндии уже несколько месяцев выступают против Илона Маска и его компании Tesla. Что не устраивает работников и почему они бастуют? Разберёмся.
В чём заключается забастовка?
Рабочие северных регионов, а именно Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции в знак протеста уже несколько месяцев отказываются работать c корпорацией Илона Маска, а именно с его электромобилями Tesla. Их не разгружают с кораблей, отказываются чинить и выполнять техническое обслуживание, даже менять зимнюю резину (в этих странах она, как и в России, обязательна для вождения зимой). Работники почты не доставляют номерные знаки для машин Tesla. Продажи Электромобилей резко упали.
Причины недовольств
Дело в том, что в Швеции действует мощная система профсоюзов, а компании работают на основании коллективного договора. Это называется «шведская модель бизнеса»
Шведская модель бизнеса — это подход к организации и управлению бизнесом, который базируется на принципах социальной ответственности, справедливости и сотрудничества. В этой модели уделяется особое внимание долгосрочной устойчивости и благополучию всех заинтересованных сторон, включая работников, потребителей, общество и окружающую среду. Основные принципы шведской модели бизнеса включают создание равноправных отношений между работодателями и работниками, активное участие работников в процессе принятия решений, удовлетворение потребностей клиентов и предоставление качественных товаров и услуг, соблюдение принципов стабильности и устойчивого развития.
Если коротко, это система, при которой рабочие имеют преимущества от дохода компании. Как правило, эта модель подразумевает прозрачную систему оплаты труда, премий и карьерного роста. Девять из десяти человек в Швеции работают на условиях коллективного договора
А вот Илон Маск с этой системой не согласен: на заводах Tesla используется «типично американская система» — так её окрестили рабочие Швеции. Она состоит в шестидневном рабочем дне, закрытой информации о кадровой политике, непрозрачную систему оплаты. Это все «противоречит духу Швеции».
— Речь идет о хорошей заработной плате, хороших пенсиях и хорошей страховке для всех наших членов, которые работают в Tesla”, — говорится на веб-сайте шведского профсоюза IF Metall, который объявил первоначальную забастовку, — мы долгое время вели переговоры с Tesla. Они отказались подписывать коллективное соглашение и нарушают основные принципы шведского рынка труда.
Какой ответ Илона Маска?
Пока что Илон Маск не намерен отступать от своей позиции. Он назвал «безумием» забастовки и попытки шведов навязать всем компаниям на их рынке свой уклад. Поэтому пока что никакая из сторон сдаваться не собирается.
Что из этого получится – узнаем позже. А пока недовольны только владельцы машин Tesla – им негде переобуть машины.