До 5000 человек в сутки примет «Бердский острог». Открытие летом 2019-го
У туристическо-культурного центра «Бердского острога» наступил новый этап – его интенсивно готовят к открытию, запланированному на июнь 2019 года.
«Бердский острог», построенный из кедрача на берегу Бердского залива между яхт-клубом «Роял Марин» и парком семейного отдыха «Ремикс», занимает 2,5 га. Деревянные строения центра, стилизованные под старину, хорошо просматриваются при въезде в Бердск.
Центр не является точным воспроизведением исторических сооружений, поскольку, как говорит строящий его уже три года бизнесмен Александр Илющенко, исторических документов по настоящему острогу, с которого ведет 302-летний отсчет история Бердска, не сохранилось.
Сейчас, со слов Александра Илющенко, идет самый сложный период – уплотнение грунта на территории «Бердского острога».
— Грунты на этом участке тяжелые, здесь были родники, болота. Мы сделали основной этап отсыпки. И ведем подготовку к тому, чтобы делать тропинки и так далее, — рассказал Александр Илющенко читателям сайта Бердск-онлайн.
— Здесь не предусмотрено асфальтирование территории?
— Асфальтирования не будет. Будет отсыпка тропинок песчаным отсевом. Потому что все-таки мы строим острог – он историческая имитация. И мы воссоздаем не только острог, но и уклад жизни, который был. Дорога предполагается объездная — для нужд пожарной техники. Возможно, в будущем будет вспомогательный противопожарный въезд с микрорайона Северный. Основной выезд – с ул. Попова, как есть сейчас.
— Что еще предполагается построить в остроге?
— Стадия строительства уже завершающая. Сейчас необходимо доделать ограждение острога. Забор из стилизованной доски будет установлен между башнями.
— Всю красоту деревянных строений за забором спрячете?
— Не спрячем. Так было изначально по архитектурному проекту — это ведь острог. Мы его оградим, сделаем врата.
— От реки тоже оградите?
— Нет, от реки по проекту нет ограждения. Оно там частичное и символичное. Но сам острог должен иметь границы как парковая зона, в которой мы будем проводить некоторое действо.
— Вы строите острог уже долго. Не раз назывались новые сроки открытия. Почему?
— С момента начала строительства прошло три года. В силу всяких финансовых вопросов, надежд на банковские кредиты, которые то обещают, то не дают, вторую часть мы в прошлом году закончили достаточно быстро. Но очередной транш нам не дали из-за «банковских причуд».
— Строите исключительно на заемные средства?
— Не исключительно. Также и на собственные средства. Сейчас ориентируемся в достройке сугубо на свои средства – чтобы больше не было срывов в графике. Я думаю, что основную часть к следующему году мы закончим, и запустим «Бердский острог». Планировали в этом году открыть. Но банк затянул с траншем. И в итоге произошло так, как произошло. Есть и вторая причина, не позволяющая нам строить так быстро, как мы изначально хотели. Местность, повторюсь, болотистая. Уходит много времени на утрамбовку грунта.
— Усадка строений уже произошла?
— Да, дома стоят на сваях, сваи присыпаны. Проводится нивелировка.
— Когда-то вы говорили, что у проекта есть соинвестор. Вы сейчас один им занимаетесь?
— Нет, соинвесторов никогда не было. Я веду проект один, и это достаточно тяжело. Я говорил, что на момент открытия хотелось бы иметь партнеров, которые бы развивали свои ремесленные направления. Будет здесь работа с деревом, кузнечное дело, предполагаются домашние животные. Необходимо, чтобы были люди, которые этим живут. И собрать таких партнеров для эксплуатации парка хотелось бы.
— Вы с кем-то уже ведете переговоры? Время до открытия пролетит быстро.
— Постоянно ведем переговоры. Но это – творческое сословие, тяжёлое. Не только бердчане. Приезжают на переговоры люди из других районов и областей. Некоторые — с разными причудами. Один мастер приезжал, мы два часа потратили на творческие беседы. Предложили ему место, где он может работать. В итоге он сказал: «Вы мне мастерскую возле моего дома постройте. Я там буду работать, потом её передам сыну». Такие «партнеры» пока в большинстве. Людей, которые бы любили ту эпоху и хотели бы ремесленные навыки передать детям и взрослым – на уровне мастер-классов, своих поделок – таких, к сожалению, мало. Я, безусловно, ожидаю, что кто-то скажет: «Вы не привлекаете, не завлекаете». Но как раз эти люди, с кем мы общались, они настолько плохо формулируют свои желания, что с ними тяжело договариваться.
— Может ремесленники в большей степени умеют работать руками, не обладая навыками переговорщиков?
— Мы пытаемся под это подвести любую бизнес-модель. Главное, чтобы люди хотели что-то руками делать. Но пока слышим лишь «Вы нам отдайте, а мы посмотрим». Не для того создается общая концепция, чтобы её раздробить на княжества.
— Этот участок земли у вас в аренде еще на сколько лет?
— В данный момент переоформляется аренда еще 3 года – до 2021 года. Мы получили разрешение на строительство на арендованной земле. Право собственности закрепляется за застройщиком – то есть за мной.
— Не произойдет такого, что сменится в очередной раз власть в Бердске, и потребуют всё снести?
— Я бы зарекаться не стал… Сложно прогнозировать что будет, когда меняется власть. Очень хотелось бы, чтобы власть понимала, что этот объект интересен для нашего замечательного города Бердска, который славится большим количеством спортобъектов, в котором богата культурная составляющая. И хотелось бы, чтобы он просто прирос дополнительным объектом, в котором все люди, приезжающие в Бердск, могли бы иметь еще одну площадку для интересного времяпрепровождения.
— Так все-таки это будет ремесленная или развлекательная площадка?
— Недавно сюда приезжали на экскурсию студенты исторического факультета НГПУ. Преподаватель, знающий с фундаментальной точки зрения историю нашего края, говорил, что это – собирательный образ острога, который в целом определяет понятие остроги в Сибири: как они строились, какое наполнение у них было, как они фундаментально работали. А далее уже ремесленная площадка. На ней можно будет пройти мастер-класс, походить, посмотреть, отдохнуть, зарядиться другой энергией.
— Вы предполагаете круглогодичную работу парка «Бердский острог»?
— Думаю, что да. Но вне летнего сезона работа будет ограничена.
— Сколько строений насчитывается в остроге?
— Всего 15 сооружений.
— Сколько направлений предполагается?
— Я очень надеюсь, что ежегодно будем прирастать новыми идейными людьми, которые будут продвигать свои направления. Одновременно здесь разместить можно до 5000 человек. И если мы говорим, например, о работе с деревом, то только в этом направлении может работать с десяток площадок. Здесь может проводиться любой конкурс. В этом году в Бердске проводился конкурс деревянных скульптур на площади Горького – он может проводиться в остроге. Это может быть и праздник топора, который проводится в Томской области. Любые праздники, посвященные керамике. Любые мероприятия, связанные с жизнью острога. Мы хотим, чтобы дети отдыхали здесь с родителями. Отрывались от телефонов и компьютеров. Погружались в атмосферу наших предков – атмосферу добра и истории, чтобы учились работать руками, созидать.
— Вы хотите здесь заложить интерес к ремеслу?
— Наша задача вызвать интерес. Не удивить, не создать чудо. Дети непосредственны. Мы хотим приобщить их к труду.
— Какой набор экспозиций предполагаете разместить в самом большом строении?
— Экспозиции будут часто меняться. Это нужно для того, чтобы люди с интересом посещали острог, возвращаясь и возвращаясь сюда. Дети могут тут побегать, поиграть и понять, что это – острог, что его надо защищать. Узнать, что ранее были кочевники, которые могли совершить набег на острог. Можно будет сделать реставрацию небольшого боя.
— А что именно будет внутри строений?
— Что было внутри острогов 300 лет назад? Стол, стул, лавки, на которых могли отдохнуть. Бойницы. Храм. Колокольня. Трапезная. И так далее.
— Где вы предполагаете взять 5000 посетителей в сутки?
— Парк семейного отдыха «Ремикс» принимает в день до 4000 человек. И они приходят не одновременно, а в течение дня. И наша задача создать в «Бердском остроге» для людей условия, вызвать интерес. Мы хотим создать здесь набор досуговых и событийных мероприятий.
— Вы предполагаете конкурировать с существующими площадками?
— Взаимодополнять. Мы хотим развивать в Бердске туристический кластер, инфраструктуру развлечений. Чтобы к нам сюда с интересом приезжали и местные жители, и иногородние. Чтобы был еще один ответ на вопрос «Что посмотреть в Бердске?».
— Люди любят считать чужие деньги. Сколько стоит «Бердский острог»?
— Я не буду отвечать на этот вопрос. Потому что не хочу манипулирования цифрами. Я хочу, чтобы люди думали о том, что из этой площадки можно сделать интересное место.
— Какое мероприятие планируете провести первым после открытия острога?
— Открывать планируем без фейерверков и помпезностей. Я бы в день открытия собрал ветеранов и тружеников Бердска. Без всякой помпезности собрать этих уважаемых людей с детьми, внуками. И вынести на их суд то, что здесь будет. Послушать мнения, напутствия. Совет ветеранов уже обещал, что примет участие. А уже потом продолжать дальше работу.
— Есть ли намерение вписаться в планы мероприятий Министерства культуры Новосибирской области?
— Я не хочу связываться с бюджетными средствами. Потому что, например, фестивали национальных культур, которым мы трижды давали свою площадку, принесли нам только расходы. Сложно работать, когда с тебя спрашивают, к примеру, за безопасность, а денег у организаторов на это нет.
— Сколько рабочих мест создаст туристическо-культурный центр?
— Работать будут в зависимости от сезонности от 15-20, до 100-150 человек. Это будут, безусловно, новые рабочие места для Бердска в целом, это — экономическая составляющая города, налоги.
— Вы не раз говорили, что при возведении острога вам не нужна помощь. Главное – чтобы не мешали. Если ли сейчас понимание со стороны бердских властей?
— Сейчас со стороны властей молчание. Я говорю это без претензий – каждый должен заниматься своим делом.
Что находится в «Бердском остроге»
На территории комплекса на берегу Бердского залива расположился сам острог, надвратная и угловые башни, врата – то, что архитекторы вложили в понятие «острог». Внутри три крестьянских избы, кузница, конюшня, дом приказчика, храм, колокольня, трапезная – набор помещений, в которых будет интересно и детям, и взрослым.
В парковой зоне можно будет посмотреть на работу кузнеца, гончаров и других мастеров прикладного искусства и народного творчества. Помимо строений, в парке будут находиться домашние животные, создающие имитацию крестьянской жизни 302-летней давности.
Строительство храма во имя святителя Тихона Задонского освятил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Новый храм, по сообщению Новосибирской митрополии, станет частью «Бердского острога».
Проект реализуется сугубо на частные инвестиции. Ранее Александр Илющенко говорил, что примерная стоимость проекта до 100 млн рублей.
История Бердского острога
Бердский острог был заложен в устье реки Бердь при Петре Первом в 1716 году — для отражения набегов воинственных киргизов и калмыков, в соответствии с историческими данными.
Летописи повествуют, что в 16-м веке реку Бердь с прилегающей к ней территорией хан Кучум подарил своему сыну. Острог получил своё наименование по названию этой реки и представлял собой в начале 18 века деревянную крепость с трехсаженными бревенчатыми стенами и башнями и с гарнизоном численностью несколько десятков человек. Гарнизон, кстати, был достаточно пестрым: основу его составляли сосланные за бунты 1704-1705 и 1708 годов стрельцы и казаки. Также в Бердский острог партиями гнали и пленных шведов, и керженских старообрядцев.
В качестве военно-опорного пункта Бердский острог просуществовал около 100 лет. А потом были построены новые укрепленные линии с форпостами значительно южнее Бердска, и деревянные сооружения острога стали служить исключительно местом дислокации казацких и артиллерийских команд.