Четверг
28 марта
2024
  °C

МУП «Спецавтохозяйство» и БАТП должны быть ликвидированы в Бердске

Руководители муниципальных предприятий и городские власти обратились за помощью к Аксёненко
МУП «Спецавтохозяйство» и БАТП должны быть ликвидированы в Бердске
МУП «Спецавтохозяйство» и БАТП должны быть ликвидированы в Бердске
Руководители муниципальных предприятий и городские власти обратились за помощью к Аксёненко

Директор МУП «Спецавтохозяйство» Марина Вишневская и руководитель БАТП Елена Бороздина на встрече с депутатом государственной думы Александром Аксёненко подняли вопрос предстоящей ликвидации МУПов, пишет сайт Бердск-Онлайн. Новшества в законах связаны с тем, что государство таким образом ведет борьбу с монополистами, но маленькие города могут лишиться общественного транспорта и погрязнуть в собственных отходах.

Речь идёт о вступившем в силу с 8 января 2020 федеральном законе № 485, изменяющий законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции». Поправки ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий. Прописан общий запрет на создание унитарных предприятий, есть небольшое количество исключений (например, в сферах естественных монополий, в вопросах, связанных с обеспечением безопасности и обороноспособности государства, вопросах развития Крайнего Севера). Предприятия, не подпадающие под предусмотренные условия, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 года.

– У муниципальных учреждений Бердска один вопрос, связанный с законом о реорганизации и ликвидации МУПов до 1 января 2025 года. Я поясню. В 2011 году был создан МУП «Спецавтохозяйство», но предприятие функционирует с 1959 года. Основная задача учреждения – выполнение задач по размещению и захоронению отходов в строгом соответствии с нормами экологического законодательства. Постоянно ведутся работы по усовершенствованию и модернизации работы полигона ТКО, — говорит руководитель «Спецавтохозяйства».

Вишневская напомнила, что с сентября 2018 года на полигоне ТКО в Бердске не допущено ни одного возгорания, что является одним из основных критериев строгого соблюдения инструкций по эксплуатации полигона.

– Предприятие не получает никаких субсидий, а обеспечивает свои нужды самостоятельно, наоборот – ежегодно перечисляет часть прибыли в городской бюджет. С 1 июля 2021 года, согласно изменениям в терсхеме, отходы ТКО принимаются на полигон Бердска. В этой связи увеличилась нагрузка на полигон. В случае ликвидации или реорганизации нашего предприятия, согласно той же самой терсхеме, отходы, которые образуются в Бердске, вынуждено будут отправляться на пункт временного накопления в деревню Бородавкино Исктимского района, расположенный в 50 км от Бердска. Это приведёт к увеличению тарифа на транспортировку мусора.

Марина Вишневская напомнила, что функционирование полигона – необходимое в жизни города звено, его цель – максимально защитить природу и людей и не допустить возникновения стихийных несанкционированных свалок.

– Если мы реорганизуемся, преобразовавшись, к примеру, в акционерное общество, то мы утратим лицензию, которая на данный момент является бессрочной. Лицензию нужно будет получать заново, но поскольку в закон о лицензировании также внесены изменения, то бердский полигон ТКО лицензию больше никогда не получит, а значит, будет вынужден закрыться.

Марина Вишневская внесла предложение внести МУП «Спрецавтохозяйство» в реестр естественных монополий – согласно новому законодательству такие МУПы защищены от ликвидации. В качестве вариантов решения проблемы она предложила внести изменение в закон о МУПах в части продления срока исполнения требований о ликвидации муниципальных унитарных предприятий до 2030 года.

– В связи с СВО  наблюдается дефицит как регионального, так и муниципального бюджета, а реорганизация предприятия – всегда очень затратное мероприятие, — напомнила Вишневская.

Ещё один МУП, перед которым стоят те же задачи – это автотранспортное предприятие.

Елена Бороздина, директор БАТП, напомнила, что сегодня бердское АТП осуществляет пассажирские перевозки по регулируемым тарифам, которые утверждает департамент по тарифам.

– Этого тарифа не хватает на покрытие 1 км. Частные перевозчики могут самостоятельно устанавливать свои тарифы в соответствии с затратами, которые несут. Как уже отметила Марина Михайловна, в срок до 1 января 2025 года в соответствии с ФЗ-485 все МУПы подлежат реорганизации либо ликвидации.

Мы работаем, по сути, через аукционные процедуры, дополнительных средств из бюджета города мы также не получаем, лишь то, что зарабатываем в рамках муниципального контракта. Более того, на этот рынок пассажирских перевозок может зайти любой перевозчик, но никто не заходит, никому это неинтересно, потому что город имеет дотационный бюджет. Маленькие города с численностью до 300 тысяч человек не могут создать условия для конкурентного рынка, такого, какой есть сейчас в Москве, Твери и Перми, где кассовый разрыв составляет миллиарды рублей. Частные перевозчики тоже умеют считать и понимают, что сработают на этом рынке либо в ноль, либо в убыток, — объясняет Елена Бороздина. Она напомнила, что в данный момент БАТП – единственная в городе организация, которая предоставляет социльные льготы для определенных категорий граждан.

– Кроме того, любая реорганизация предполагает затраты. Мы работаем, повторюсь, в рамках муниципального контракта. В расчёт  закладывается 1 км пробега, а вот дополнительные расходы на ликвидацию или реорганизацию в этот контракт заложены быть не могут. А значит, нагрузка ляжет на бюджет – речь о сумме порядка 15 млн. Кроме того, есть разрыв между деятельностью МУПа и вновь созданной организацией. В этот переходный период, который может продлиться 2-3 месяца, муниципалитет может не выполнить поставленные задачи. Сейчас не то время, когда можно расходовать бюджетные средства на такие вещи! – продолжила Елена Викторовна.

Она обратилась к депутату Аксёненко с просьбой внести изменения в ст. 3 ФЗ-485, касающиеся изменения сроков реорганизации или ликвидации МУПов, занятых в сфере пассажирских перевозок по регулируемым тарифам,  до 1 января 2030 года.

Позицию муниципалитета озвучил исполняющий главы города Владимир Захаров.

– У нас уже есть печальные результаты акционирования в том числе и МУПов. Сейчас нас полностью устраивают взаимоотношения между администрацией и МУП БАТП и МУП Спецавтохозяйство. Мы поддерживаем позицию руководителей этих учреждений – мы за стабильное существование муниципальных учреждений в этом статусе.

Председатель горсовета Владимир Голубев добавил, что от руководителей МУПов в совет поступали обращения, профильный комитет их уже рассмотрел и поддерживает эту инициативу: эта проблема не только Бердска, но и всех малых городов, в которых дотационный бюджет.

– У нас нет денег на реорганизацию, у нас нет возможности начать работать по брутто-контрактам, – подчеркнул Голубев.

Брутто-контракты — модель организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. В такой системе оплата работы перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы.

– Что касается «Спецавтохозяйства» — полигоны, подобные нашему, есть в каждом регионе страны, когда лицензии выдавались на других условиях. Теперь предприятие лицензию получить не сможет, а мы получим коллапс, в том числе мусорный, — добавил Владимир Голубев.

Вице-мэр Жанна Шурова добавила, что под действие данного законодательства кроме МУП САХ и МУП БАТП попадал еще и МУП КБУ, но с этим предприятием вопрос удалось решить, поскольку КБУ попадает в реестр естественных монополий.  

– Есть сноска в законодательстве: если предприятие работает по регулируемым тарифам, то он может быть включено в реестр естественных монополий. Но именно на транспорт и на полигоны ТКО в этом законодательстве эта сноска не распространяется. Поэтому мы просим не только продлить сроки исполнения этого закона до 1 января 2035 года, но и вообще пересмотреть норма с тем, чтобы подобные предприятия имели возможность попасть в реестр естественных монополий.

Александр Аксёненко порекомендовал коллегам-депутатам из бердского горсовета подготовить обращение в государственную думу: по его мнению, это покажет, что это проблема не только исполнительной власти, но в ее решении заинтересован и депутатский корпус. Депутат госдумы пообещал изучить проблему, в том числе выяснить, как обстоят дела в других регионах.

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить