Прокурор Роман Сивак: Уровень преступности вырос в Бердске
Какие жалобы поступают в прокуратуру? Каких полномочий не хватает прокурору? Почему правоохранители укрывают некоторые преступления? Прокурор Бердска Роман Сивак откровенно ответил на эти вопросы и рассказал сайту Бердск-онлайн об итогах работы надзорного органа за первое полугодие.
Интервью
— В Бердске увеличилось количество преступлений?
— Картину преступности позитивной не назовёшь. Мы отмечаем достаточно существенный рост преступности в Бердске. Всего за первое полугодие 2018 года зарегистрировано 736 преступлений. Это на 127 преступлений больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Не раскрыто 135 преступлений. Это на 37% больше, чем в прошлом году. Кроме того, отмечаем рост тяжких и особо тяжких преступлений — на 31%. И снижение раскрываемости таких преступлений — до 70,3%.
— Много ли убийств было за это полугодие?
— Зарегистрировано 4 убийства и 10 фактов причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека. Все они раскрыты. Это позитивная тенденция, конечно. Но количество таких преступлений говорит о том, что где-то правоохранительные органы недорабатывают. Обязательно найдём болевые точки.
— Есть ли положительные моменты? Фиксируется ли снижение отдельных категорий преступлений?
— Вал тяжких преступлений дали так называемые квалифицированные кражи из жилища. Вскрывают двери, балконы, выносят имущество.
Разбоев и грабежей у нас немного. В борьбе с уличной преступностью деятельность правоохранителей можно оценить «удовлетворительно».
Из позитивных моментов можно отметить снижение краж автотранспорта – на 42%. Зарегистрировано всего 12 таких фактов.
Отмечается резкое снижение ювенальной (детской) преступности – практически на 70%.
На 40% сократилось количество преступлений, совершённых иностранными гражданами.
Выросло количество преступлений в сфере экономики и в сфере оборота наркотиков. Но здесь нужно отметить работу соответствующих служб по выявлению таких преступлений.
— Каким образом прокуратура намерена повлиять на сложившуюся ситуацию?
— Будем откровенны: картина не очень приглядная. Анализ причин сейчас ведется прокуратурой города. Косвенной причиной может быть и сокращение численного состава сотрудников правоохраны в связи с участием в командировках. Сокращение численности сотрудников в любом случае приводит к увеличению нагрузки на оставшихся, и, как следствие, — к снижению качества работы и её эффективности. Но в целом это не может служить оправданием ситуации, которая сложилась. Полагаю, что во втором полугодии нам эту ситуацию удастся исправить. Главное, нужно увеличить процент раскрываемости преступлений. Для этого надо усилить работу оперативных подразделений ОМВД. Прокуратура, как надзорный орган, будет корректировать работу органов правоохраны в этой части. Кроме того, указанная ситуация станет предметом обсуждения на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.
— Вы осуществляете надзор за процессуальной деятельностью отдела Следственного комитета и отдела МВД. Есть ли нарушения в деятельности этих органов?
— За полгода 1068 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел отменено прокуратурой, отменено 9 постановлений следователей СКР об отказе в возбуждении уголовного дела. В целом — это огромный объём работы по восстановлению нарушенных прав граждан, ведь в том числе он связан с большим количеством жалоб участников уголовного судопроизводства, которые не могут добиться доступа к правосудию и обжалуют незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Подавляющее большинство постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела связано с неполнотой проведённой проверки, с не выяснением всех обстоятельств. Поэтому мы и отменяем такие процессуальные решения, чтобы органы дознания и предварительного следствия проводили дополнительную проверку и в итоге выносили законное решение.
Всего выявлено 1463 нарушения на досудебной стадии уголовного производства. Это связано как с нарушениями в области учётно-регистрационной дисциплины, так и с нарушениями, допускаемыми органами при расследовании уголовных дел. Внесено более 50 актов прокурорского реагирования. К ответственности привлечено 24 сотрудника органов правоохраны. В том числе и некоторые руководители.
— Были ли обнаружены так называемые укрытые преступления?
— Мы выявили 56 укрытых преступлений – на 115% больше, чем в прошлом году. Это преступления, которые тем или иным образом были укрыты от соответствующего учёта. Это возможно осуществить разными способами: путём не регистрации дела, путём вынесения незаконного процессуального решения. К примеру, мы проверяем материалы об отказе в возбуждении уголовного дела и видим, что состав преступления всё-таки есть. Мы заставляем отменить такое решение и возбудить уголовное дело. В этом нам помогают и сами граждане, которые информируют нас о попытках таких действий.
Для того, чтобы выявлять укрытые преступления, мы используем много возможностей: вплоть до опроса заявителей и запросов в медучреждения. К примеру, у гражданина украли велосипед. Органы правоохраны понимают, что быстро раскрыть такое преступление не получится, и отказывают в возбуждении уголовного дела под различными предлогами: заявитель не является или справка об ущербе не предоставлена. Мы опрашиваем заявителя, а он говорит: «Как же так? Велосипед стоит 5000 рублей». Вот он – заявитель, вот она – сумма ущерба. Этого достаточно для возбуждения уголовного дела. Такие факты вопиющие, на самом деле. Справедливости ради надо отметить, что именно в таком формате они редки.
Эта работа не публична и не видна обычному глазу. Но это большой и важный пласт надзорной работы. Все это влияет на формирование объективной уголовно-правовой статистки преступлений. Могу сказать, что в Бердске результаты работы правоохранительных органов максимально объективны.
— С какими жалобами и обращениями бердчане идут в прокуратуру?
— За полгода к нам поступило 440 обращений. Не уменьшается количество жалоб от собственников многоквартирных домов на действия управляющих компаний. Они связаны с начислениями за коммунальные услуги, проведением общих собраний и так далее. Есть массив жалоб, связанных с досудебным уголовным производством.
Население в Бердске социально активное, с собственной гражданской позицией. В связи с этим есть и факты несогласия с нашими решениями, но мы даже в своих ответах всегда разъясняем порядок их обжалования. Где-то и критикуют нас, но мы критику, особенно объективную, воспринимаем правильно. Как следствие открытости прокуратуры города для граждан – это цифра принятых на личном приёме. В первом полугодии на личный приём пришли 351 гражданин, из них я принял 142 жителя города.
— Жалуются ли на задержку зарплат?
— В этой области прокурорского надзора, нашим безусловным достижением является погашения задолженности по зарплате перед работниками компании «Сибирские медицинские технологии». Мы долго и упорно работали с этой организацией практически в течение года, чтобы долги перед людьми были погашены. Сейчас фирма в стадии банкротства. Проблема со своевременной невыплатой заработной платы возникала и с Бердским элеватором. Мы тоже её решили.
Сейчас жалобы единичны, в основном, связаны они с вопросами незаконности увольнения: либо не выплаты расчета при увольнении, либо работодатель не отдаёт трудовую книжку. Часть таких нарушений мы отправляем в трудовую инспекцию, но особо вопиющими нарушениями занимаемся сами.
Хочу сказать, что решить вопросы по выплате зарплаты, если она выплачивается «в конверте», очень сложно. Здесь взаимоотношения двух лиц, которых всё устраивает: это работодатель, который платит «чёрную» зарплату, и работник, который получает сверх установленной в трудовом договоре суммы. Практически невозможно доказать, что гражданину что-то не выплатили из таких денег. В моей прокурорской практике факт невыплаты «чёрной» зарплаты удалось доказать лишь однажды. Но тогда обратилась сама бухгалтер, у которой сохранились все «черновые» учётные книги и документы. Через суд удалось добиться факта выплаты таких же сумм, но уже «белых». Это ведь налоги и взносы в Пенсионный Фонд. Поэтому от работодателей нужно требовать юридического оформления трудовых отношения и «белой» зарплаты.
— За полгода возбуждён ряд уголовных дел, где фигурирует прежнее руководство МУП «КБУ». В связи с этим усилился ли прокурорский контроль за предприятием?
-Мы надзор за этим предприятием и не ослабляли никогда. В 2017 году выявляли массу нарушений в деятельности КБУ, в органы следствия направляли материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Вместе с тем, сейчас в МУП КБУ работает новая администрация, которая видит ситуацию изнутри и, анализируя работу предприятия за предыдущие годы, сообщает нам и другим правоохранителям информацию о проблемах. Определённое оздоровление монополиста (КБУ официально признан монополией) прослеживается. При этом не хочу каким-то либо образом оценивать деятельность нового руководства предприятия. Рано ещё. Посмотрим.
Комментировать ход расследования уже существующих уголовных дел я не буду. Есть тайна и определенная тактика следствия.
Замечу, что прокуратура в этой части работает в тесном взаимодействии с оперативными органами Бердска и следствием.
— Нужно ли наделять прокуратуру дополнительными полномочиями? Или хватает уже существующих?
— Весь массив уголовных дел стекается к нам. Ни одно дело или процессуальная проверка не проходит мимо нас. Это просто невозможно. Все материалы подвергаются тщательной проверке. Нам, конечно, не хватает здесь полномочий. И это обсуждается, в том числе на федеральном уровне — в Государственной Думе, в Совете Федерации.
Прокурору необходимо вернуть право возбуждения уголовных дел. Я, как прокурор, не требовал от руководителей других правоохранительных органов возбудить дело там, где я вижу состав, увеличивая срок рассмотрения сообщения о преступлении и как следствие доступ граждан к правосудию, а сам бы его возбудил и осуществил надзор за ходом его расследования. А сейчас очень многим людям мне приходится разъяснять, что прокурор таких полномочий не имеет. Некоторые даже не верят в это. Прокуроры не боятся такой ответственности, потому что каждый день приходится принимать серьезные решения. Невозможно работать в прокуратуре, боясь принять какое-либо решение или дальнейшей за него ответственности.
Да, иной раз наши решения — это не конфетка, они зачастую не нравятся в том числе и поднадзорным органам. Эти решения бывают непопулярны и у населения. Но мы требуем соблюдать закон, каким бы суровым он не был.
Цифры
- 269 уголовных дел с обвинительным заключением направлено в суд за полгода, это на 11% больше, чем в прошлом году;
- 1068 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел отменено прокуратурой, это на 55% больше, чем в прошлом году;
- 440 обращений поступило в прокуратуру за полугодие;
- 210 представлений об устранении нарушений внесено прокуратурой города;
- 39 нормативно-правовых актов приведены в соответствие по протестам прокурора;
- 84 должностных и юридических лица привлечены к административной ответственности;
- 2 уголовных дела возбуждено по результатам прокурорских проверок;
- 10 помощников, прокурор и 2 его заместителя работают в прокуратуре Бердска.