Ресурсный класс для детей-аутистов откроют в школе №3 в Бердске
Положительный опыт социализации и обучения детей с расстройствами аутического спектра отмечают в пилотном ресурсном классе, который в 2018 году был открыт на базе школы №4 в Бердске.
Воодушевленные разительными переменами, происходящими детьми-аутистами в школе №4, родители других детей, имеющих это отклонение, обратились к властям Бердска с просьбой открыть еще один такой класс – непосредственно в Бердске.
Открыть ресурсный класс для детей с таким заболеванием непросто. Нужно особое помещение, особое его наполнение мебелью для учебы, игр и отдыха, нужны особые преподаватели, дефектологи, логопеды, обязательно тьюторы по числу учеников.
Особенность обучения детей с аутизмом в том, что учебная программа и нагрузка рассчитываются индивидуально для каждого ребенка. Все это сложно и недешево, по подсчетам родителей лишь на оснастку требуется около полумиллиона рублей. Но создать класс возможно.
И, прежде всего, возможно при активной помощи самих родителей, которые, что отрадно, не занимают позицию «предоставьте нам», а прилагают максимальные усилия к тому, чтобы работать над решением этой задачи сообща с городскими властями. Родительский актив уже обратился к депутатам различного уровня. Они пишут письма в фонды, оказывающие поддержку проектам, связанным с детьми с РАС. Просят помощи в оснастке школьного кабинета, обучение в котором начнут, минимум, шесть таких детей.
Главная цель – помочь ребенку с аутизмом почувствовать в себе силы и готовность перейти впоследствии на обучение в обычный школьный класс.
Сегодня, 15 апреля, в мэрии Бердска прошел круглый стол, участниками которого стали чиновники, врачи, педагоги и родительский актив.
Детский психиатр Мартин Егорян отметил, что на учете в Бердской ЦГБ стоят 68 детей с РАС в возрасте до 18 лет. Из них около 30 – школьного возраста. И с каждым годом таких детей в Бердске становится все больше, констатировал доктор. Если несколько лет назад прирост был по 3-4 выявленных факта в год, то сейчас по 6-7 фактов. А есть еще дети с аутоподобным синдромом. И им также требуется внимание.
Начальник управления образования Михаил Каркавин рассказал, что в школах города обучение проходят 1416 детей с различными формами ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). Он высказал одобрение активности родителей детей-аутоистов, проявивших инициативу создания ресурсного класса.
Глава Бердска Евгений Шестернин отметил, что острый вопрос подготовки специализированных кадров для работы с такими детьми необходимо решать с заделом на будущее, готовя специалистов по целевому обучению. Градоначальник поручил профильному заму Жанне Шуровой оказать максимальное содействие в подготовке школы №3 «Пеликан» к открытию на ее базе такого класса.
Представитель инициативной группы родителей Эльвира Ивлева отметила, что все дети, которые будут проходить обучение в ресурсном классе, имеют диагноз и инвалидность. Нужно всем создавать специальные условия. Не бывает «необучаемых» детей, подчеркивает Эльвира. Кто так полагает, тот просто не знает, что существуют современные методики.
На круглом столе присутствовали мамы, чьи дети в возрасте первоклассников. Родители объединились в детских садах, на реабилитационных группах. Они знают, что их дети останутся детьми в любом возрасте. Им просто нужно помочь реализовать себя и очень деликатно научить сосуществовать в обществе.
Руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Бердска Ольга Добролюбская подчеркнула, что в процессе создания ресурсного класса в больше степени ставится задача не обучения, а именно сопровождения и социализации детей. Она не скрывает, что общество пока еще слишком мало знает об аутизме, что в нашей стране пока в больше степени изучают зарубежный опыт. Но просвещению уделяется повышенное внимание.
Участники круглого стола согласились, что в перспективе ресурсные классы должны быть созданы на базе каждой современной школы.
Региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» в Бердске реализуется уже 10 лет. Лучшей площадкой признана школа №9, где разработали и апробировали модель сетевого взаимодействия по развитию инклюзивного обучения. Школа №9 стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
Отметим, что 2 апреля — дата, когда люди во всем мире распространяют информацию об аутизме. Аутизм – это нарушение развития, проявляющееся в течение первых лет жизни ребенка. Бердчанки, воспитывающие детей-аутистов, рассказывали о них и своим жизненном опыте читателям сайта Бердск-Онлайн.
По оценкам экспертов, на 150-200 детей приходится один ребенок, страдающий аутизмом. Для лечения таких детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.