°C

Экс-начфин Бердска: Копырин грозил мне уголовным делом за отказ от показаний против других

Ирина Вагнер рассказала, кто «пиарился» на ее деле о халатности
Ирина Вагнер не признала вину
Ирина Вагнер не признала вину
Ирина Вагнер рассказала, кто «пиарился» на ее деле о халатности

В суде допросили бывшую начальницу управления финансов и налоговой политики Бердска Ирину Вагнер. Более часа она рассказывала свою версию событий, легших в основу уголовного дела о халатности.

По версии следствия, будучи начальником управления финансов, Ирина Вагнер располагала ключом от электронной подписи для операций с бюджетными деньгами. Криптоключ бывший начальник УФиНП обязалась хранить в тайне. Как считает гособвинение,  этот ключ Ирина Александровна передала сотруднице МКУ «ЦИМО» (учреждение по сути подчинялось управлению) Яне Ведяшкиной. И та с помощью него похитила из бюджета более  7 млн рублей. Ведяшкина уже понесла наказание за содеянное. Она находится в колонии. А Вагнер обвинили в халатности, которая якобы и привела к хищениям.

Хранились ли ключи в тайне?

Перед своим выступлением в суде Ирина Александровна не скрывала волнения. Ее подбадривал адвокат Александр Столба. Впрочем, у трибуны Вагнер держалась уверенно. Она зачитывала свои показания, которые заранее подготовила в письменном виде.

В первую очередь Ирина Вагнер попыталась опровергнуть доводы следствия о том, что она якобы недобросовестно исполняла свои обязанности и нарушила условия хранения криптоключей от электронной подписи. Ссылаясь на различные приказы и постановления, Вагнер заявила, что не должна была осуществлять безопасность хранения средств криптографической защиты. Это не входило в ее обязанности.

Ирина Александровна подчеркнула, что отдавала на электронную подпись только те документы, которая проверила сама и подписала собственноручно. Подпись Вагнер была только у уполномоченных лиц, назначенных соответствующим приказом. В их число входили главный бухгалтер Мария Кузьмина и главный специалист Ирина Ильина. Они обязались хранить ключи в тайне и пользоваться ими только лично. При этом они лично несут ответственность за сохранение криптоключа в тайне. Но из свидетельских показаний следует, что флешка с электронной подписью постоянно стояла в компьютере в бухгалтерии. А Ведяшкина то и дело садилась за этот компьютер под разными предлогами.

Вагнер сослалась на письмо из областного управления казначейства, в котором разъясняется, что нормативно-правовыми актами не установлена личная персональная ответственность начальника УФиНП за нарушения уполномоченными лицами по нарушению руководства пользования электронной подписью.

«Подруга»-казнокрадка

Вагнер напомнила, что в материалах дела фигурируют сведения о якобы дружбе между ней и Яной Ведяшкиной. Ирина Александровна категорически их опровергла. Отношения у них были сугубо деловыми.

Ранее Ведяшкина выступила в суде в качестве свидетеля. Показания давать она отказалась. Но в суде зачитали протоколы ее допроса на этапе следствия. Сначала Ведяшкина утверждала, что не помнит, кто дал ей ключ от электронной подписи Вагнер. А уже после приговора Яна Сергеевна решила рассказать следователям, будто бы именно Ирина Александровна и дала ей флешку с ключами. Судье Ведяшкина пояснила, что Вагнер была ее подругой, поэтому она не созналась в этом раньше. И еще на свободе она «боялась Вагнер». А в колонии ей будто бы стало «спокойнее».

Ирина Вагнер назвала показания Ведяшкиной «лжесвидетельствованием». Более того, она буквально уличила Яну Сергеевну во вранье, сопоставив факты. Дело в том, что следователям Ведяшкина сказала, что Вагнер передала ей флешку с подписью 20 марта 2015 года. Ирина Александровна сегодня призналась, что попыталась вспомнить тот день. Ей пришлось проанализировать множество информации, но не зря.

Видео. Ирина Вагнер дает показания в суде

На сайте администрации Вагнер нашла постановление о назначении публичных слушаний по бюджету на 19 марта 2015 года. И вот тогда-то Ирина Александровна вспомнила, что 19 марта ей действительно пришлось выступать перед народом с проектом бюджета. Она переволновалась, почувствовала себя плохо. Поэтому утром 20 марта проспала начало рабочего дня. До кабинета она добралась только после 9.00. А первые финансовые махинации с криптоключами Ведяшкина совершила в тот день в 8.40. Это, убеждена Вагнер, доказывает, что факт передачи флешки Ведяшкиной в тот день был невозможен.

Еще один момент: если бы с 20 марта 2015 года флешка с подписями находилась только у Ведяшкиной, то работа УФиНП без нее попросту бы встала. Однако финансовые операции не прекращались. И проводили их не только Ведяшкина, но и Кузьмина и Ильина.

 — Для меня очевидно, что показания Ведяшкиной лживы. Ключи электронных подписей я не передавала. Ее показания — месть мне за то, что она находится в местах лишения свободы, — отметила Вагнер.

По словам Ирины Александровны, когда вскрылись хищения из бюджета, она была заинтересована в том, чтобы Ведяшкина ответила за каждую копейку. По собственной инициативе Вагнер даже помогла рассчитать проценты за незаконное пользование бюджетными деньгами, которые теперь по иску должна вернуть осужденная казнокрадка. Как выразилась Ирина Александровна, Ведяшкина совершала преступления «нагло и бессовестно».

Пиар и бездействие потерпевших

Вагнер не оставила без внимания оценочные суждения в ее адрес от начальника отдела профилактики коррупционных нарушений администрации Бердска Евгения Глушкова и спикера горсовета Валерия Бадьина. Оба участвовали в заседаниях как представители потерпевшей стороны – администрации и населения Бердска.

Вагнер указала на бездействие Глушкова. Он, по ее словам, после всего случившегося в УФиНП просто провел беседу с главным бухгалтером. А его выводы  о том, что Вагнер якобы нанесла ущерб имиджу власти, по мнению Ирины Александровны, безосновательны.

«Актом пиара» назвала Вагнер выступление в суде спикера горсовета Валерия Бадьина. Тот, напомним, заявил, что «таким как Вагнер не место в органах муниципального самоуправления».

Ирина Александровна  настаивает на том, что она добросовестно исполняла свои обязанности. Более того, ее профессионализм подтвержден многолетним опытом работы во властных структурах, благодарственные письма и грамоты.

Давление от СК

На этапе следствия Вагнер отказывалась давать показания. Ее сегодняшнее выступление – первое публичное высказывание по уголовному делу. Ирина Александровна пояснила суду, что заставляло ее молчать до определенного момента:

— Ваша честь, я с самого начала предварительного следствия отказывалась от дачи показаний. Потому что уголовное дело было возбуждено в моем отношении после того, как меня предупредил руководитель Следственного отдела по городу Бердску Копырин, что в отношении меня возбудят уголовное дело по обвинению в халатности, якобы допущенной при хищении средств Ведяшкиной, если я откажусь подтвердить в качестве свидетеля необоснованные обвинения в совершении преступлений иными лицами. Понятно, что на беспристрастность расследования в отношении меня рассчитывать было глупо. Но я рассчитываю на то, что суд будет объективен.

Ирина Вагнер после суда не стала пояснять, каких «иных лиц» она имела в виду. Отметила лишь, что это следует уточнить у Сергея Копырина. Как сообщал сайт Бердск-онлайн, Сергей Анатольевич по приказу председателя СК РФ Александра Бастрыкина уволен из органов Следственного комитета. 29 марта это подтвердили в областном Следственном управлении.

Как рассказал адвокат Столба, не работает более в СО по Бердску и следователь Алёна Петрова, которая вела дело против Вагнер.

Защита предполагает, что после выступление Ирины Александровны исчерпывающе доказывает ее невиновность. Так ли это – решит суд. К слову, после часового спича Вагнер отказалась отвечать на какие-либо дополнительные вопросы. Она имела на это право.

Судебный процесс перешел на стадию дополнений. Заседание продолжится 4 апреля.

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить