Находки затопленного старого Бердска – могила статского советника Ларионова
О похороненном на старом Бердске статском советнике Ларионове, появилась первая информация. Сюжет, снятый в Бердске о его могиле, показали в эфире областного телеканала ОТС.
Старый Бердск с его некрополем и следами прошлой жизни привлекает многих. Его территория буквально «напичкана» историей, уходящей вглубь веков. Правда, к сожалению, не всё становится достоянием общественности: чёрные копатели нередко уносят оттуда ценные источники информации о прошлом, а правовая сторона вопроса почему-то не урегулирована до сих пор.
Вот и в этом году с развалин разрушенного при затоплении Сретенского храма «ушли» некоторые артефакты. Куда? Узнаем ли когда-нибудь?
Надгробие статского советника Николая Михайловича Ларионова появилось из-подо льда в конце апреля. Оно было опрокинуто и поэтому не сразу можно было понять, что это такое. Как говорят очевидцы, впервые его увидевшие «большой камень, похожий на черепашку».
Однако были люди, которые знали: камень — это памятник статского советника: ещё в 2008 году при перезахоронении останков купца Горохова он был изучен археологами, но на вывоз тогда не хватило времени. Ждали 12 лет.
Когда в апреле этого года сошла вода, инициативу перенести памятник проявили сразу несколько человек: представители духовенства, СМИ, жители Бердска и Новосибирска. Для извлечения его из воды — смонтировали крепёж, а место подготовили на территории кафедрального Преображенского собора. В течение лета должна состояться водная экспедиция и памятник перенесут.
Так кто же такой Статский советник Ларионов и почему так важно спасти остатки погребения?
Сам по себе чин «Статский советник» входил в число высших гражданских чинов Российской империи (учреждён при Петре I, отменён в 1917 году). Человек, имеющий этот чин, входил в круг лиц, принимающих государственные решения, а обращались к статскому советнику не иначе как «Ваше высокородие».
Так вот: человек такого ранга был похоронен в 1903 году в Бердске. При этом в хранящихся в городском музее документах того времени, фамилия Ларионов не фигурирует.
Спустя месяц исследование биографии, за которое взялся Алексей Талашкин (заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства) принесло свои плоды. Составленная по архивным документам справка позволяет говорить не только о высоком статусе советника, но и о статусе села Бердского в начале 20 столетия.
ЛАРИОНОВ Николай Михайлович:
Родился 11 ноября 1861 года. Место рождения неизвестно.
В 1881 году закончил Петербургский учительский институт и занял должность учителя физики и математики в Череповецкой учительской семинарии, Новгородской губернии.
Чин Статский советник получил в 1889 году. Награждён медалью «В память царствования императора Александра III» и двумя орденами Святого Станислава 3-й степени и святой Анны 3-й степени.
В 1899 году был приглашён на должность инспектора народных училищ южного района томской губернии (Барнаульский, Змеиногорский, Бийский Кузнецкий округи), в составе которого было около 80 училищ.
В Бийске открыл музей наглядных пособий, в котором собрал передовые, на тот момент, достижения в области образования. Помогал открывать школы, наполнял их материальной базой. Последние годы жил в Барнауле.
—То, что здесь появлялись люди такого высокого ранга, говорит о том, что образовательная среда Бердска, Барнаула, Новониколаевска — она уже заслуживала того, чтобы здесь появлялись такие люди. И мы знаем, что образовательная инфраструктура Российской империи была на очень высоком уровне. При этом речь идет даже не о высшем образовании, но и на уровне ремесленных училищ: это были не ПэТэУшки, не ФэЗэУшки, которые потом стали именоваться пренебрежительно. Обучение в училищах давало определённый шанс социального лифта и материального благополучия. Оттуда выходили высококвалифицированные рабочие, которые получали хорошие деньги за свою работу. Так появился пролетариат, который позже совершил преобразования, – говорит Андрей Павлович Бородовский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографи СО РАН, профессор НГПУ, эксперт по культурному наследию.
Что же касается самого памятника, мнения разделились. Пока надгробие готовили к вывозу со дна Обского водохранилища, некоторые высказывали предложение оставить его в покое. Мол, нет исторической значимости, а потому следует оставить всё как есть.
Однако вместе с этим возникают вопросы. Оставить для кого? Разве что для обитателей морских просторов? Оставить зачем? Затем, чтобы несколько десятков человек смогли увидеть памятник и прочесть имя? В конце концов, а для чего вообще ставят памятники? Уж, наверное, не для того, чтобы забыть умершего как можно скорее.
Учитывая масштаб деятельности статского советника Ларионова, чья работа была направлена на улучшение образования всего региона, не будет ли спустя время неловко нам, бердчанам, если не сохраним память о нём?
Сегодня исследователи устанавливают связь Ларионова с Бердском: что делал он здесь? Почему не значится в документах, имеющихся в музее, но похоронен на бердской земле?
Надеемся, что обо всём этом читатели Бердск-Онлайн узнают в скором времени.