Новосибирская область увеличит суммы на поддержку организаций, торгующих в отдалённых сёлах
В еженедельном оперативном совещании под руководством губернатора Андрея Травникова приняли участие члены регионального правительства, руководители областных исполнительных органов государственной власти, главы муниципальных образований. О состоянии и проблемах организации сельской торговли в ходе совещания губернатору доложил министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров.
Глава области подчеркнул, что сегодня снабжение жителей отдалённых населённых пунктов продовольствием и товарами первой необходимости – это не только бизнес.
— У этого есть большая социальная функция. Понимая социальную значимость процесса обеспечения населения качественными продуктами питания по приемлемым ценам, Новосибирская область ежегодно планирует в своём бюджете средства на поддержку организаций, ведущих торговлю в отдалённых и малых населённых пунктах. В основном это организации системы потребительской кооперации. Новосибирская область – один из немногих регионов России, где удалось сохранить разветвлённую торговую сеть Облпотребсоюза. Очень важно, чтобы эта система сохранилась. Именно поэтому на 2019 год было принято решение увеличить сумму поддержки организаций, осуществляющих торговлю на сельских территориях, – напомнил Андрей Травников.
Губернатор уточнил, что стимулирование развития торговли в малых и отдалённых населённых пунктах Новосибирской области, в том числе путём предоставления различных форм государственной поддержки, является одной из важнейших стратегических задач в сфере развития торговли. Перед правительством региона стоит глобальная задача – сделать жизнь на селе комфортнее и благополучнее. И своевременное обеспечение селян товарами и продуктами первой необходимости по ценам не выше средних по региону играет в этом процессе немаловажную роль, сообщили сайту Бердск-Онлайн в правительстве региона.
Учитывая высокую социальную составляющую государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в отдалённых сёлах Новосибирской области, на 2019 год предусмотрено увеличение финансирования по данному мероприятию программы до 21,0 млн. рублей. В январе-августе 2019 года уже было предоставлено 85 субсидий на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдалённые сёла на сумму 12,5 млн рублей. Благодаря государственной поддержке, торговые организации обеспечивают бесперебойное снабжение жителей 423 населённых пунктов, расположенных далее 11 км от районных центров.
В июне 2019 года были внесены существенные изменения в действующий порядок предоставления за счёт средств областного бюджета Новосибирской области субсидий хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на территории Новосибирской области, на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдалённые сёла. А именно: предельная величина субсидии увеличена до 500 тыс. рублей; предусмотрена возможность компенсации части транспортных затрат за 4 квартал предыдущего года, что позволит хозяйствующим субъектам подавать заявки на получение субсидии, с учётом получения наибольшей финансовой выгоды при получении субсидии на компенсацию наибольших транспортных расходов; субсидии предоставляются на конкурсной основе.
Учитывая приоритетность решения задачи обеспечения торговыми услугами жителей удалённых и малочисленных сельских населённых пунктов Новосибирской области, с учётом опыта регионов Российской Федерации, минпромторгом НСО прорабатывается вопрос возможного использования механизмов государственной поддержки при приобретении автолавок.
В рамках разрабатываемого проекта «Автолавка в село» предполагается приобрести ещё 9 машин на базе автомобиля ГАЗ.
Предоставление субсидии на компенсацию части расходов на приобретение автолавок предлагается осуществлять в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие торговли на территории Новосибирской области на 2020-2025 годы». В связи с этим, Минпромторгом НСО подготовлено и направлено в Минфин НСО обоснование на дополнительные денежные средства на реализацию ВЦП «Развитие торговли на территории Новосибирской области на 2020 -2025 годы», в том числе для реализации нового вида поддержки, в размере 3 млн руб. в год.
Введение данного вида субсидии позволит создать условия для обеспечения товарами и продуктами жителей 333 населённых пунктов области, в которых отсутствует стационарная торговля.
К сведению
В Новосибирской области торговое обслуживание населения осуществляют 34 тыс. объектов потребительского рынка, в том числе 12,2 тыс. стационарных розничных предприятий, 2,6 тыс. предприятий общественного питания, 1,1 тыс. предприятий оптовой торговли, около 4,4 тыс. нестационарных объектов и другие объекты. На региональном потребительском рынке работает около 265 тыс. человек. Доля торговли в валовом региональном продукте Новосибирской области составляет сегодня 15,5%. Оборот розничной торговли за январь-июль 2019 года составил 298,1 млрд рублей, с индексом физического объёма к соответствующему периоду 2018 года 101,8%.
Обеспеченность населения площадями стационарных торговых объектов на 1000 жителей в области сегодня составляет 1226,4 кв.м (при нормативе минимальной обеспеченности площадью торговых объектов 552 кв.м). Данную обеспеченность дают преимущественно предприятия, работающие на территории города Новосибирска.
Обеспеченность торговыми объектами и услугами торговли следующая: в 1080 населённых пунктах (76% от общего количества поселений) работают 3984 торговых объектов (магазины, киоски, павильоны); в населённых пунктах проживают 575 тыс. человек (98% от общей численности); в 333 населённых пунктах (24% от общего количества поселений) с численностью проживающих 13,1 тыс. человек (2,2%) постоянные торговые объекты отсутствуют.
Основными формами обеспечения населения товарами в этих поселениях являются: выездная торговля, организованная потребкооперацией и индивидуальными предпринимателями; заказ товаров через почтальонов, доставляющих почтовую корреспонденцию или пенсию; помощь в доставке товаров старостами поселений или главами сельских советов путём приёма заявок от жителей; использование местного и межрайонного автобусного сообщений и железнодорожного транспорта, а также использование собственного транспорта; самостоятельное обеспечение жителями в населённых пунктах, расположенных в пешей доступности.