«Я – счастливый человек». Наталья Солодухина 30 лет руководит театром «Гистрион» в Бердске
«Я – счастливый человек», — говорит Наталья Солодухина. Поясняет – всю жизнь заниматься тем, что приносит удовлетворение, тем, что радует, не гоняться за звонкой монетой, а просто творить и наслаждаться каждым мгновением – это и есть счастье. 9 сентября Наталья Николаевна отметила свой 60-летний юбилей и 30 лет работы режиссером. Все эти годы Наталья Солодухина – бессменный руководитель театра «Гистрион».
Наталья Солодухина – бердчанка. Окончила Пермский государственный институт культуры. Почётный работник культуры Новосибирской области, Лауреат «Золотой Книги культуры Новосибирской области в номинации «Верность призванию», занесена на городскую Доску Почета. С 1992 года и по сей день Наталья Николаевна бессменный руководитель театра «Гистрион» во Дворце культуры «Родина». К слову, заслуженного коллектива народного творчества России.
В минувшую пятницу на малой сцене ДК «Родина» состоялся юбилейный вечер легенды Бердска – Натальи Солодухиной. Поздравить режиссёра пришли коллеги, ученики, выпускники, друзья и родные. Искренне поздравить, с любовью, смехом, объятьями и фейерверком цветов. Ведь Наталья Николаевна из тех людей, кто не появляется в жизни случайно. Из тех, кто вдохновляет, оставляет яркий след, запоминается, делает лучше. Из тех, кто делает нашу жизнь светлее, полнее. Из тех, кто даёт силы жить дальше.
К тому же юбилейный вечер Солодухиной – событие в своем роде уникальное. Эта потрясающая женщина не любит помпы и пафоса, не любит отмечать свои дни рождения. Она просто переворачивает календарь и живёт дальше. Ещё будучи ребёнком маленькая Наташа сбегала с собственных дней рождения к морю, безмерно расстраивая маму. И вот в 60 лет эта молодая и красивая женщина решила сделать настоящий подарок всем тем, кто её знает и любит, устроив тёплый творческий вечер.
На сцене «Родины» в этот вечер Солодухиной было много – она рассказывала о своем советском детстве, о семье, о театре, о своей – Наташиной — мечте. Рассказывала ярко, проникновенно, обнажая душу. Говорила и рассеивала свои светом полумрак сцены. И зал взрывался – то хохотом, то аплодисментами. Каждая история – настоящая театральная миниатюра. Ведь Наталья Николаевна не только режиссёр, но и актриса.
С завода на сцену
Родители маленькой Наташи перебрались в Бердск, когда девочке едва исполнилось 6 лет. В Бердске Наташа росла вместе с Микрорайоном, училась в школе № 12, взрослела. После 8-го класса она поступила в бердский электромеханический техникум, где получила перспективную специальность – «техник-технолог по обработке металлов резанием». После получения диплома молодой специалист трудоустроилась на БЭМЗ – отработать ей там нужно было три года. Но в это же время случился театр, который появился во дворце культуры «Родина». Сцена «Родины» манила и не давала сосредоточиться на обработке металлов резанием.
– Я уже не мыслила жизни без театра. Я стала обивать пороги тогдашнего директора БЭМЗа Вадима Пащенко: «Отпустите меня, пожалуйста!». Он отвечал: «Ты молодой специалист, ты должна отработать три года, я не могу тебя отпустить, меня посадят в тюрьму!». Но я продолжала приставать к директору завода, к начальнику отдела кадров и просила: «Отпустите». И так продолжалось до тех пор, пока в очередной раз мне не сказали: «Ты уже всем надоела. Уволить мы тебя не можем, но можем перевести – уборщиком лестничных клеток». Я услышала только слово «клетка» и решила, что меня собрались переводить в цирк или в зоопарк. Оказалось, что я должна была убирать подъезды! Но для меня наступила свобода – я больше не ходила к 8 утра на проходную, я мыла подъезды! — вспоминает Солодухина.
И со свойственной ей самоиронией добавляет: «Так себе мыла. Меня даже мастер вызывал к себе и выговаривал за спичку, которая валяется в подъезде пять дней». Словом, от безответственной уборщицы лестничных клеток было решено избавиться – девушку перевели работать в ДК «Родина».
– В «Родине» завхоз мне сообщил, что все хорошие участки уже разобраны: «Тебе достается самый плохой, который никто не хочет убирать». Я понимаю, что это – туалеты. Но я была готова мыть туалет лишь бы быть рядом с театром. Но это оказалась… сцена!
Об учителях
В «Гистрионе» юная и дерзкая Наташа встретила своего Учителя, наставника и друга на всю жизнь – Александра Гребёнкина. Тогда еще совсем молодой режиссер возглавил только что созданный коллектив. Коллектив, который сегодня по праву можно назвать одной из визитных карточек Бердска.
– В течение первого года он не мог запомнить, как меня звать. Во время одной из репетиций он как-то сказал: где-то тут была кудрявая высокая девочка. Выйди сюда, мне кажется, у тебя получится! – вспоминает Наталья Николаевна – кудрявой и высокой оказалась именно она. И у нее получилось. Получилось сыграть ту роль. Получилось связать жизнь с театром. Получилось стать режиссером. Стать другом своему учителю им пронести это трепетное чувство уважения, благодарности, восхищения к нему через всю жизнь.
Наталья Солодухина признается, что Александр Гребёнкин учил своих воспитанников не только актерскому мастерству. Он учил их открывать миры, радоваться и быть искренним, дал понимание того, что мы разные и далекие, и при этом такие похожие и близкие.
Увы, приехать к своей любимице на юбилей – «Как, 60?! Наташа, что же с тобой случилось?!» – Александр Владимирович не смог. Зато он записал видеопоздравление для Натальи Солодухиной. На творческом вечере Наталья Николаевна увидела его вместе со всеми – это был приятный сюрприз.
О выбитом зубе и минуте славы
В том самом спектакле, куда как нельзя лучше подходила высокая и кудрявая, Наташа Солодухина сыграла Таксу. Для костюма – на шею нужно было повязать чуть потрепанный, но очень элегантный бант – восходящая звезда тайком отрезала несколько сантиметров дефицитной ткани, купленной мамой на пальто.
– Когда дома что-то пропадала и мама недоумевала, куда запропастилась та или иная вещь, папа всегда говорил: «А я знаю, где она. В «Гистрионе», — вспоминает Солодухина.
Спектакль с Таксой-Наташей в главной роли был поставлен. Юные актеры отправились с ним на гастроли и играли настолько экспрессивно и самозабвенно, что прямо на сцене выбили Наташе зуб. Товарищи по сцене оказались очень хорошими – зуб нашли, притащили пострадавшей актрисе с обещанием просверлить в нем дырочку, чтобы потом она смогла повесить его на веревочку и носить на шее. Девушка отправилась к стоматологу, врач оказался новатором и решил испробовать на ней передовой на тот момент метод – просто вставил выбитый зуб на место. А он и прижился.
… А потом Наташа отправилась покорять Москву. К слову, в театральный институт девушка пыталась поступить трижды. Не поступила, но свою минуту славы получила.
В столицу юная Наталья приехала вечером 9 мая. В честь праздника движение на улицах было перекрыто, и огромная суетливая толпа хлынула по городским улицам пешком. И вот идёт, шагает по Москве хрупкая провинциалка из сибирской глубинки, затерявшись в многотысячной толпе жителей и гостей столицы. И вдруг слышат «Девушка из Бердска! Девушка из Бердска!» — голос становится громче, отчетливей, и Наташа понимает, что окликают именно её. Сквозь толпу к ней продрался парнишка-студент. Бердчанин. Он видел Наташу в роли той самой таксы и узнал.
– Это и была моя минута славы! – смеется режиссёр.
О мечтах
В юбилейный вечер зрители увидели фильм «Наташина мечта» — о режиссёре, о театре, о спектакле, который так и называется – «Наташина мечта». Спектакль – лауреат городского открытого фестиваля им. Владлена Бирюкова, областного фестиваля «Синяя птица 2018», областного фестиваля детского и юношеского творчества «Театральная весна 2019», Всероссийского театрального фестиваля «Золотая кобра 2019». «Наташина мечта» – это провинциальная история о проблемах подростков, о первой любви с неподдельно пугающим концом. Спектакль-разговор. Спектакль-исповедь. Спектакль-вопрос, имеющий множество ответов…
И рождение на свет этого фильма – тоже мечта. Наташина. Наталья Солодухина вспоминает, что мечтала о том, чтобы к юбилею театра о нем сняли фильм. Она даже узнавала, сколько это будет стоить. Таких денег у Натальи Солодухиной не нашлось, и она уже было оставила эту затею, как вдруг увидела объявление на Бердск-Онлайн – выпускник НГТУ, получающий специальность кинооператора, искал интересных людей для своего дипломного фильма. Так встретились режиссёр «Гистриона» Наталья Солодухина и без пяти минут дипломированный кинооператор Владислав Нарожнев. А в результате этой встрече на свет появился фильм «Наташина мечта».
… Конечно, в этот день Наталью Николаевну поздравляли ученики-студийцы. Конечно, истории, связанные с ней вспоминали коллеги – ведь за три десятилетия в «Родине» их накопилось немало. Конечно, звучали теплые слова поздравления и были подарки. Но юбилей – пусть даже такой круглый и звонкий – это лишь очередная ступенька. Впереди – новые ученики, новые спектакли, новые зрители. Впереди новые эмоции — слезы, улыбки, ошибки и достижения. Это театр. Это — любовь длиною в жизнь.