Из чата «Гёрлс» разлетелся по Бердску фейк о первой заболевшей COVID-19 бердчанке
«Перезаражала весь Микрорайон», «ходила на маникюры-педикюры» и куча нецензурной брани и проклятий в адрес первой заразившейся коронавирусом жительницы Бердска, посещавшей Сочи. В этом суть голосового сообщения, направленного 15 апреля 39-летней бердчанкой Мариной Зеленцовой в чате «Гёрлс», где в мессенджере Whatsapp были собраны, помимо неё самой, еще пять подруг.
Сообщение, записанное, как уверяет сама Зеленцова, чтобы предостеречь о необходимости сидеть дома, с чьей-то легкой руки разлетелось по разным мессенджерам. Первой заболевшей бердчанке стали писать угрозы. Кроме того, ей переслали и само сообщение, очень ее оскорбившее и возмутившее. Девушка, лежа в инфекционной больнице в Новосибирске, написала заявление в органы МВД – попросила найти и наказать того, кто распространил в отношении нее лживые сведения. Дело было взято под контроль прокурором Бердска.
Эмоционально предупреждая в аудиосообщении «об очень важной информации», Марина Зеленцова сослалась на «куму Юльку, у которой мама работает в садике, а у её начальницы муж работает в правоохранительных органах».
Сегодня в судебном заседании автор фейка, широко разлетевшегося по Бердску, утверждала, что не имела никакого умысла. А скандальное аудиосообщение записала, основываясь на слухах, полученных на улице от ранее знакомой ей женщины. Но, как говорит Зеленцова, имя ее она не помнит, вроде как Наталья из «Сосновки». И, не исключает, что та женщина в момент диалога была пьяна.
Все пять подружек Зеленцовой из чата «Гёрлс» слово в слово в судебном заседании сегодня твердили, что сообщению не придали особого внимания и удалили его, не сочтя важным. Никому не рассылали. Не паниковали. Сами паники не сеяли. И, якобы, даже не комментировали сообщение в чате.
Одна из подруг, Полина Фадеева, на вопрос судьи по поводу смайлика которым та ответила на сообщение, ответила, что не помнит, как поставила смайлик – была занята работой. А участница чата «Гёрлс» Татьяна Каликина, проходившая в качестве свидетеля, сказала: «Паники не было. Я же в медицине работаю».
Опрос свидетелей не занял у суда много времени. Сказать им особо было нечего.
А обвиненная в правонарушении Марина Зеленцова, не признавая себя виновной в распространении фейкового сообщения, много раз подчеркнула, отсутствие в ее действиях умысла. Записанное для пяти подружек сообщение она и по окончании суда не считает распространением. Говорит, что, узнав о появлении коронавируса в Бердске, испугалась, прежде всего, за здоровье своего не совсем здорового ребенка.
— Я распространением информации не занималась. Нас в группе 6 человек состоит. Кто уж дальше там куда пересылал – я не могу за других сказать. Записала потому, что, думаю: «надо предупредить своих».
Для пациентки с COVID-19 Татьяны Т., не скрывавшей факта своего заболевания и даже рассказывавшей об этом в соцсетях, стало неожиданностью получить в личной переписке от ранее ей незнакомой Зеленцовой оскорбления. Но увидев, что девушка предала огласке содержимое переписки, Зеленцова тут же удалила свою страничку в Инстаграм. А в суде сказала, что сама получила огромное количество угроз от разных людей, в том числе сочувствующих пациентке.
— Надо, получается, всех по очереди искать и разыскивать? Я наболтала непонятно что в состоянии аффекта. Но распространением не занималась. Да, написала больной в личку. Но публично в соцсетях я не выступала, микрофоны на улице не брала и фамилий не называла. А мне прислали фотографию, что больная разгуливала на пикниках в этот момент, когда она болела. Она есть у меня на телефоне. Все присылали, что угодно.
В суде Марина Зеленцова вела себя уверенно и, как казалось, даже дерзко. Судья Татьяна Васюхневич была вынуждена сделать ей несколько замечаний. В том числе спросила об образовании в тот момент, когда Марина на повышенных тонах пыталась общаться с девушкой, в отношении которой был распространен фейк.
— Вы много говорите. И говорите лишнее, — сказала судья.
В кулуарах заседания Зеленцова отметила, что лишь призывала всех подружек сидеть на карантине. Не бывать в общественных местах. Признала, что сочла слухи за правду.
— Будет мне уроком. Как я могу подружек привлечь? На это есть органы. Пусть они, я не знаю кто – ФСБ, на основании решения суда вскрывают телефоны и находят виновных – кто распространителем является. На данный момент есть у нас заболевшие в Бердске? Есть. Много? Есть люди. О каком фейке может идти речь? Девушка болела? Болела. Видимо, гуляла, раз всякие фотки потом… Все подряд по всему Бердску выставляли. Что там только не писали. Меня тоже оклеветали. Но никто никого не привлек почему-то.
В этот момент в разговор вмешалась Татьяна Т., в отношении которой распространяли лживую информацию о COVID-19.
— Я тебя не знала, я только сегодня узнала – кто ты.
— Но опер-то меня сразу нашел, приехал.
— Но мы же не разглашали информацию о тебе. Когда, как ты говоришь, началась твоя травля, никто не знал – кто ты.
— Да мне в день приходило по 100 сообщений! И что меня на костре надо сжечь, и пятое-десятое. Я не знаю, как приходили сообщения. От разных людей. Меня в Бердске много кто знал.
Даже на минуту Марина Зеленцова не берется поставить себя на место пострадавшей от фейкового сообщения девушки. Хотя оценивает ситуацию как «некрасивая, нехорошая». И, как кажется, искренне не понимает, что такое вторжение в чужую жизнь и что такое распространение недостоверной информации.
— Сообщение в соцсетях – это не травля. Иначе если я тебе пишу, то зачем ты выставляешь это сообщение – чтобы вообще все в мире его увидели? – обратилась она к пациентке. – Я на страницах в соцсетях не размещаю, что будет суд и все остальное. Сейчас из суда выйдем – снова разместишь?
Возмущена Зеленцова была тем, что в зале заседания присутствовала пресса – «Кто вас пригласил?».
— Я не хотела ее обидеть, клеветать на нее – ни в коем случае. Откуда это ушло – я не знаю. Значит надо дорабатывать это дело, чтобы узнать конкретику. Надо было мне не записывать сообщение, а просто позвонить и сказать. Это моя оплошность, что я записала голосовое сообщение. Как оно ушло – я не знаю.
В заседании автор скандального аудио натянуто извинилась перед жертвой фейк-ньюс.
Отметим, что в самом начале заседания Зеленцова попросила отложить процесс из-за ее плохого самочувствия. Сказала, что вторую неделю кашляет, и занималась самолечением. А вчера решила обратиться в больницу. Но судья сочла возможным рассмотреть первое в Новосибирской области дело по распространению лживой информации о COVID-19, сеющей панические настроения. Эту информацию суд счел социально значимой.
По результатам слушания безработную Марину Зеленцову приговорили к 15 тыс. рублей административного штрафа. Это ниже минимальной суммы, которую предусматривает ч.9 ст. 13.15 КоАП РФ. Действия бердчанки не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Решение суда не вступило в законную силу.