Автопокрышки – на покрытие спортплощадок
Председатель комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по наказам избирателей Дмитрий Козловский выступил модератором круглого стола о реализации нацпроекта «Экология», сообщает сайт Бердск-Онлайн.
В круглом столе «Развитие системы раздельного сбора отходов в рамках национального проекта «Экология» приняли участие депутаты Законодательного Собрания и горсовета Новосибирска, представители Правительства региона и мэрии Новосибирска, работники жилищно-коммунального комплекса, общественники. Открывая обсуждение, председатель комиссии Заксобрания по наказам, председатель общественного совета федерального партийного проекта «Чистая страна» на территории Новосибирской области Дмитрий Козловский очертил круг вопросов, требующих решения: «Нужно понимать, как мы развиваем систему раздельного сбора отходов, какое количество субъектов уже включено и как мы стимулируем предприятия, жителей – на это направлено сегодняшнее мероприятие. Ждем от участников вопросы и предложения».
Заместитель начальника управления — начальник отдела Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Николай Нечитайло отметил: «Главные проблемы – недостаток мощностей и зависимость от отдаленности и численности проживающих в населенных пунктах. Цена любого вторсырья будет разниться, если собирать его в Новосибирске и городах-спутниках или в таких населенных пунктах, как Кыштовка, Северное и даже ближе. Об этом скажут профессиональные участники рынка, которые могут этим заниматься. Предложение: посмотреть, как мы можем у нас, в Новосибирской области, подойти к тому, чтобы формировать потребительский спрос на упаковку продукцию, товаров, которые имеют рентабельность с точки зрения их переработки и вовлечения в повторный оборот».
Николай Нечитайло обратил внимание на необходимость целенаправленной работы с теми предприятиями, которые профессионально занимаются сбором, переработкой (утилизацией) автомобильных шин. «Новосибирская область – один из немногих субъектов Сибирского федерального округа, имеющий несколько таких предприятий», – сказал он.
По словам генерального директора общества «Экология-Новосибирск» Ларисы Анисимовой, стоимость раздельного накопления и сбора отходов для населения по стандартной схеме, вероятно, повлечет за собой удорожание вывоза отходов. «На одну площадку приезжают два автомобиля, – подчеркнула она. – Две организации работают. Это априори дороже. И существующие правила ценообразования не предполагают, что организация, доставляющая отходы на переработку, будет делать какие-то перерасчеты для населения. Для регионального оператора это дополнительные затраты».
Как проинформировала Лариса Анисимова, в области расширяется территория, на которой мусор собирают раздельно, устанавливаются новые контейнеры. Сегодня семь организаций осуществляют раздельный сбор, транспортирование и обработку мусора. В режиме пилотного проекта идет обслуживание 14 ТСЖ, с которыми заключены договоры о раздельном сборе отходов.
Необходимо экономически стимулировать предприятия, которые внедряют систему раздельного сбора отходов, поставила проблему Лариса Анисимова. Это мнение поддержал гендиректор общества «Альбион-С» Олег Косточкин. Он сказал о практике, существующей на точках шиномонтажа, когда отработавшие свой срок автомобильные шины выбрасывают в общие контейнеры, не стремясь отправить их на переработку, потому что это требует дополнительных затрат. Тогда как резиновая крошка, получаемая из бывших в употреблении шин в результате механической обработки, может быть продуктом для производства резиновых покрытий, используемых, к примеру, на спортивных площадках.
«Мы сегодня готовы забирать у управляющих компаний, регоператора, сообществ физических лиц колеса совершенно бесплатно, – заявил он. – Наше условие только одно: чтобы мы не гонялись по всему городу за одним-двумя колесами и не брали на себя транспортные расходы. Управляющим компаниям, которые все чаще стали обращаться к нам с просьбой забрать и утилизировать колеса, мы говорим: привозите к нам на завод. Мы находимся в Новосибирске на территории завода Кузьмина, к нам сейчас ездить намного удобнее – раньше мы в Бердске были».
Пока же на прорезиненное покрытие новосибирских спортплощадок поставляется резиновая крошка из Кемеровской области, где есть большие запасы старых шин от грузовиков «БелАЗ». Олег Косточкин добавил, что юридические лица гораздо активнее сдают старые покрышки в переработку. А для физических – на автозаправках появляются специальные контейнерные площадки, где можно спокойно выбросить покрышки. Правда, пока таких площадок в Новосибирске всего три, еще две планируют открыть.
Подводя итоги обсуждения, депутат регионального парламента Дмитрий Козловский сказал: «Это очень серьезная проблема. Мы должны к 2030 году выйти на показатели порядка 50 процентов перерабатываемого сырья в структуре собираемых ТКО. На сегодня перерабатывается всего лишь 5-7 процентов. А объем мусора растет ежегодно. Если ничего не делать, то завтра полигоны наши не смогут принять такое количество мусора».
Депутат отметил, что намечены конкретные предложения, которые мэрия и Правительство Новосибирской области должны будут проработать.
«Нужно организовать работу предприятий, которые занимаются вторресурсом, чтобы они могли выдерживать конкуренцию с теми, которые используют первичное сырье. Нужно стимулировать развитие этих предприятий и помогать им реализовывать свою продукцию», — подчеркнул парламентарий.