Без концессии строить дешевле
Сегодня, 14 сентября, на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному сектору и тарифам депутаты рекомендовали региональному Правительству отказаться от строительства четырех из семи «концессионных» поликлиник. И строить медицинские объекты, как и образовательные, исключительно за счет областного бюджета.
На заседании комитета депутаты рассмотрели вопрос «О сметной стоимости создания объектов для оказания первичной медико-санитарной помощи в городе Новосибирске (семь поликлиник) в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства после проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объектов.
С докладом выступил исполняющий обязанности министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков. Он озвучил следующие цифры. Первоначальная сметная стоимость поликлиники № 7 составляла 1,8 миллиарда рублей, выросла в связи с удорожанием стройматериалов до 2,488 миллиарда. Поликлиника № 27 на улице Ереванской подорожала с 1,559 миллиарда рублей до 2,161 миллиарда. Поликлиника № 22 на улице Виктора Уса – с 2,025 миллиарда выросла в цене до 2,835 миллиарда. Поликлиника № 2 — с 1,832 миллиарда рублей до 2,631 миллиарда. Другие три поликлиники также существенно изменились по стоимости строительства. Алексей Колмаков предложил депутатам провести круглый стол по этой теме.
Однако парламентарии не согласились с названными цифрами. Депутат Вячеслав Илюхин назвал приведенные цифры «дезинформацией». По его данным, первоначально стоимость строительства всех поликлиник составляла 7,483 миллиарда рублей, затем выросла до 14 миллиардов, после чего изменилась до 18 миллиардов. «Называйте вещи своими именами!» – обратился региональный парламентарий к и.о. министра.
Озвучена стоимость по результатам государственной экспертизы, пояснил Алексей Колмаков. «Программой занимается Министерство экономического развития», – уточнил он.
«Отыграли конкурс на семь миллиардов, победитель конкурса определен именно на эту сумму, и он должен был уложиться в сроки, – конкретизировал Вячеслав Илюхин. – А потом вдруг провели экспертизу и сказали: «Ладно, пусть 14». Объясните, зачем вообще тогда нужен конкурс, если не соблюдаются ни стоимость, ни сроки? Поликлиники должны были быть сданы в августе этого года. Концессионер не выдержал сроки, и мы его не наказали, а вместо этого увеличили сумму контракта: не справляешься – на тебе денег больше!»
Региональный парламентарий Ашот Рафаелян задал свой вопрос: «Чья зона ответственности ведение этого контракта и какова роль Минстроя в этом?»
По словам Алексея Колмакова, роль Минстроя – в рамках государственной экспертизы рассмотреть документацию, снизить сметную стоимость с момента захода до момента выдачи заключения, чтобы была достоверно определена сметная стоимость. «Сметная стоимость повторно не менялась, – парировал Алексей Колмаков. – Площади и объемы поликлиник не менялись. Только в части изменения стоимости строительных материалов и оборудования. Повторная экспертиза была только в этой стоимости».
Пора заканчивать с объемными концессиями, вынес предложение заместитель председателя комитета Вадим Агеенко. «Есть смысл отказаться от концессии по четырем поликлиникам, которые еще не начаты. Их нужно строить за бюджетные деньги. Это будет дешевле. И контроль совершенно другой. И это будет, я уверен, правильно», – предположил он. Депутат также внес в проект решения комитета предложение о том, чтобы продать участок земли в центре города, где стоит старая инфекционная больница. «Не отдавать ни по масштабным инвестиционным проектам, ни бесплатно, без торгов, а выставить на обычные торги, хорошо отторговать, заработать денег в бюджет», – обозначил он алгоритм.
Депутат Вячеслав Илюхин предложил вынести вопрос на сессию Заксобрания и заслушать доклад Владимира Знаткова, курирующего строительство объектов по концессиям в региональном Правительстве. Парламентарий привел свои расчеты: строительство еще не начатых по концессии поликлиник обойдется областному бюджету в 12 миллиардов даже с учетом 30-типроцентного удорожания стройматериалов. А вот по схеме ГЧП – расходы области с учетом платы концессионеру составят 28,702 миллиарда рублей, подчеркнул Вячеслав Илюхин. «Предлагаю поднять вопрос о расторжении концессии в части строительства четырех поликлиник и провести повторную экспертизу по трем строящимся, – высказал свои предложения региональный парламентарий. – И по качеству строительства вопросов много, и по объемам. Сумма должна быть изменена в меньшую сторону. Пока Правительство России во главе с Михаилом Мишустиным дает возможность развивать регионы, оставлять у себя деньги, вместо этого мы берем и раздаем частным инвесторам деньги. Это бюджетный кредит, за который нам потом придется рассчитываться. Никаких круглых столов – вопрос нужно выносить на сессию».
Депутат Ашот Рафаелян напомнил, что эти вопросы поднимались много лет назад, когда парламентарии предлагали областной исполнительной власти разбивать концессии на небольшие «лоты». «Мы сегодня возмутились, потому что практически все эти вещи перешли грань экономической целесообразности, – уверен депутат. – Главная задача наша, депутатов, настаивать на том, чтобы реформировать эту систему концессионных соглашений и капитального строительства».
Региональный парламентарий Дмитрий Козловский привел шокирующие цифры из собственных расчетов: «Семь поликлиник, 88 тысяч квадратных метров. Я взял и посчитал сколько стоит квадратный метр. Напомню, что элитное жилье сейчас стоит в Новосибирске примерно 180 рублей за «квадрат». Сколько у нас стоит квадратный метр поликлиники? 346 тысяч квадратный метр! Инфекционная больница, как нам на прошлом комитете кто-то из министров сказал, будет лучшая в России. Тоже взял и поделил — получил 441 тысячу за квадратный метр. А ведь строят из сэндвич-панелей! У нас склады есть получше в Новосибирской области». Депутат обратил внимание, в региональном Правительстве сейчас разрабатывается еще одна концессия. «Она касается онкодиспансера и городской клинической больницы № 1. Цена вопроса – 11 миллиардов 200 миллионов рублей. Да, это очень нужно Новосибирску! Но в конце концов обойдется миллиардов в 15. Посчитаем все концессии – и мы, и наши внуки будут концессионерам платить», – изложил свои опасения Дмитрий Козловский.
Вице-спикер Заксобрания Ирина Диденко отметила, что ранее депутаты высказывали предложения разделить концессию. «В прошлом году на площадке Минэкономразвития проводили ряд совещаний, – напомнила она. – И у себя на площадке много раз собирались. Нам отвечали: «Что вы волнуетесь? К концу 2022 года будут стоять все семь поликлиник!» Сейчас говорят – будут к 2024 году. Пройдет 2024-й, скажут, к 2026-му. Но поликлиники – это история не про деньги, не про стройку, это про людей! Привлечение инвестиций, создание качественной услуги – это все для людей! Нарушен федеральный закон? Я усматриваю, да. Напомню, срок сдачи школ – декабрь 2022 года. Мы год назад говорили, что это невозможно! И там тоже есть федеральный грант, который нужно будет вернуть, а это чистый убыток для областного бюджета. Имеет смысл не отказаться от строительства поликлиник и школ, а делать это в обычном порядке! По 44-му Федеральному закону, на деньги из областного бюджета. И так, и так – на деньги областного бюджета строим, но в рамках 44-го закона будет дешевле. Предлагаю также включить в список поликлинику на ОбьГЭС. Строить нужно в обычном порядке!»
«Мы рассуждаем о концессиях как будто мы имеем бюджет города Москвы, и мы можем этими цифрами и деньгами сколько угодно распоряжаться. И второе – уроки обсуждения проблем строительства четвертого моста ни к чему не привели, – вступил в разговор первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Андрей Панфёров. – Как мы будем обсуждать бюджет на 2023 год, если у нас со стратегическими направлениями, такими как концессионные соглашения, нет никакой ясности. Как мы будем голосовать за бюджет, когда в нем миллиардная дыра».
Андрей Панфёров признался, что не видит решения, которое бы устроило и Правительство, и депутатов, и избирателей. «Наша казна не безгранична и не бездонна, – обратил внимание первый вице-спикер. – Надо с государственными деньгами обращаться аккуратно. Надо прийти к решению, которое было бы понятно, прежде всего, нашим избирателям».
Итоговое решение, поддержанное депутатами единогласно, озвучил председатель комитета Александр Терепа: принять к сведению информацию о сметной стоимости создания объектов для оказания первичной медицинской помощи в городе Новосибирске – семь поликлиник в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства после проведения повторной экспертизы проектной документации.
Также в решении комитета значится рекомендация Правительству Новосибирской области:
– в связи со срывом сроков строительства объектов соглашения ГЧП по семи поликлиникам и как следствие значительного удорожания строительства объектов и значительного увеличения бюджетной нагрузки на будущие периоды – в целях усиления контроля над создание объектов социальной инфраструктуры – отказаться от механизма ГЧП (концессий) в отношении четырех из семи поликлиник, поликлиники в микрорайоне ОбьГЭС, а также шести школ, предусмотреть возможность строительства этих объектов за счет областного бюджета;
– в целях оптимизации применения строительных ресурсов, предлагаемых технологических решений, в том числе оснащения оборудованием, провести повторную экспертизу объектов – трех из семи поликлиник (находящихся в стадии строительства) и инфекционной больницы;
– реализовать земельный участок под существующей инфекционной больницей на конкурсной основе по рыночной цене в целях пополнения областного бюджета;
– вынести на рассмотрение сессии Заксобрания Новосибирской области вопрос о промежуточных итогах реализации соглашений ГЧП (концессий) на территории Новосибирской области и о текущем состоянии строительства объектов, определить докладчиком от Правительства Новосибирской области должностное лицо, на которое возложен контроль в этой сфере;
– рассмотреть возможность отказаться от подписания дополнительного соглашения об увеличении капитального гранта на строительство поликлиник на 1 миллиард 580 миллионов рублей.