Бюджет с запасом прочности
Комитет Законодательного Собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности принял решение вынести на рассмотрение сессии предложенные Правительством области изменения в областной бюджет, сообщает Бердск-Онлайн.
Вторую ежегодную корректировку бюджета депутатам представил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. Глава минфина отметил результаты двух кварталов, демонстрирующих восстановление экономики. Приростную динамику показал налог на прибыль и налог на совокупный доход, НДФЛ. «Собственные доходы относительно плана ожидаем с увеличением 4,8 млрд рублей. Положительную динамику имеют и бюджеты муниципальных образований, в том числе города Новосибирска. И 700 млн рублей – экономия по обслуживанию госдолга. Это основные ресурсы», – подчеркнул глава минфина.
Среди основных расходов министр назвал выполнение контрольных значений по заработной плате работников отраслей, контролируемых Указом Президента РФ – 1 млрд 885 млн рублей. Кроме того, проектом закона предусмотрены средства на обеспечение мероприятий, софинансируемых с федеральным бюджетом – в общей сумме 549,3 млрд рублей. Так, в плане софинансирования на паритетных условиях с федеральным Фондом по защите обманутых дольщиков на три года предусмотрено около 930 млн рублей – на завершение строительства 28 проблемных домов. 115 млн рублей предусматривается на подстанцию «Академическая», которая важна для строительства новых корпусов НГУ. Закладывается 75 млн рублей на разработку и экспертизу проектов, которые могут в дальнейшем попасть в программу «Комплексного развития сельских территорий».
Расходы на финансирование мероприятий по благоустройству, модернизации и подготовке к зиме жилищно-коммунального хозяйства региона планируются в сумме 1,333 млрд рублей. Работы охватывают системы тепло- и водоснабжения, водоотведения в Искитиме, в Болотненском и Черепановском районах, поселке Мошково. Планируется разработка и корректировка схем газоснабжения населенных пунктов всех районов области. В областном бюджете восстанавливаются бюджетные ассигнования в размере 1 485,9 млрд рублей на расходы высокой значимости, которые были либо не учтены, либо перенесены в законе о бюджете на 2022-2023 годы, а также создается финансовый резерв в 389,5 млн рублей для обеспечения непредвиденных расходов.
В числе названных главой минфином ассигнований 49 млн рублей Новосибирску на поддержку проекта «Территория детства» и на создание детского городка в поселке Гвардейский. Запланировано 144 млн рублей на завершение строительства спортивных объектов, которые начинали в 2019 году при поддержке федеральных средств, но остановили с началом пандемии. Выделяются средства на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, приобретение музыкальных инструментов для детских школ искусств и укомплектование книжных фондов муниципальных библиотек. Почти 190 млн рублей дополнительно предусмотрено на жилье для детей сирот.
Доходы областного бюджета – 200 млрд 432 млн рублей, расходная часть 211 млрд 667 млн рублей. «Жесткий формат верстки бюджета на 2021 год, несмотря на появление дополнительных ресурсов, не позволяет сократить дефицит областного бюджета. В дефиците 11 млрд – 9,1 млрд. – заемные средства, – пояснил главный финансист области. – В плановом периоде предлагается бюджет сформировать сбалансированно за счет увеличения собственных доходов, чтобы придать нашей бюджетной трехлетке большей устойчивости», – сообщил Виталий Голубенко.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты не только уточняли ассигнования по отдельным статьям, был полнят целый ряд проблем. Так, депутат Александр Аксененко обратил внимание коллег-депутатов на увеличение стоимости квадратного метра жилья для детей-сирот. Несмотря на то, что объем средств в бюджете увеличивается, регион имеет все меньше возможностей приобретать жилье для сирот, в результате очередь все более растет.
«На сегодняшний день стоимость приобретения «квадрата», которая опускается Минстроем, – 48 305 рублей. Она абсолютно не бьется с тем, что происходит в Новосибирске», – пояснил министр строительства Иван Шмидт, рассказав депутатам, что в данное время министерством разрабатывается методика, которая будет определять цену квадратного метра для каждого из районов области и областного центра.
«Консервативная политика планирования минфина дала свои результаты, – высказал свое мнение заместитель председателя комитета Валентин Сичкарев. – Благодаря этому в прошлом году мы не ушли в «кредиторку». А в этом году пять миллиардов прироста за счет собственных доходов. И вот теперь мы вступаем в третью волну ковида. Какие-то дополнительные страховки мы закладываем в бюджет?»
Другую сторону проблемы озвучил Валерий Червов: в больницах недостает оборудования для обследования, диагностики, они не могут своевременно реагировать на последствия ковида. «Какие могут быть источники финансирования?» – обратился депутат к главному финансисту области.
«Бюджет спрогнозирован с подушкой безопасности. Определенный запас прочности в доходах есть», – отреагировал министр. Что касается дефицита оборудования в медицинских учреждениях, «Отчасти здесь помогает федеральный цент. Особенно в таких направлениях как коронавирусная тематика, создание сосудистых центров и онкологии. Понимаем, что развитие событий может быть разным, значит, будем использовать механизм перераспределения ассигнований, как и в прошлом году».
Два острейших вопроса поставил первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панфёров. Первый – перспектива исполнения наказов. И второй – дороги Новосибирска. «Я сейчас прибыл с сессии городского Совета Новосибирска, где очень остро встал вопрос по ремонту дорог. Мы в любом случае столкнемся с обращением города Новосибирска к областному Правительству за финансовой помощью в этом вопросе. А далее – по зимнему содержанию дорог, зная, что парка уборочных машин в городе фактически нет, они все старые. Готов наш бюджет помогать городу в этом ключе?»
Как пояснил министр, определенная ясность с выполнением наказов наступит, «когда мы реальные возможности бюджета поймем – при верстке нового бюджета 2022-2024 годов». В отношении помощи Новосибирску – она будет, по словам министра, «в рамках общей системы приоритетов бюджета». «Практически в каждых изменениях в бюджет у нас всегда есть плюсы в отношении бюджета города Новосибирска. Безусловно, город Новосибирск как территория более обеспеченная не может претендовать на нецелевую финансовую поддержку. В данной ситуации это и дополнительные средства на содержание дорог – 278 миллионов рублей, средства на приобретение 150 автобусов на газомоторном топливе – вся тематика подготовки к чемпионату мира. И вообще вся инфраструктура, которую мы сейчас строим за счет средств областного бюджета – это вложения в инвестиционную и общественную привлекательность города Новосибирска – на перспективу».
Комитет Законодательного Собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности единогласно принял решение о вынесении на рассмотрение сессии регионального парламента законопроекта «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
Несмотря на непростую ситуацию в экономике бюджетными коррективами учтены все необходимые расходы, отметил председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев. «В первую очередь учтен большой круг вопросов по подготовке к зиме. Субсидии районам чуть больше 1,2 миллиардов. Второе направление коснулось всех главных распределителей средств – это ремонты подведомственных учреждений, школ, клубов, дополнительные средства, связанные с заменой окон, ремонтом кровель, внутренних инженерных систем объектов образования и культуры. Относительно недорогой, но очень важный пласт расходов по оснащению домов культуры музыкальными инструментами и пополнение книжных фондов библиотек – довольно давно на это не выделялись средства. Увеличение ассигнований на обеспечение детей-сирот жильем – чуть меньше 190 млн рублей. Правительство вышло с инициативой, а мы поддержали поправку – 278 млн рублей на текущий ремонт улиц города Новосибирска».
Глава бюджетного комитета акцентировал: в условиях напряженного бюджета особенно выверенной должна быть работа с проектами, реализуемыми в рамках концессий и государственно-частного партнерства. «Концессии нужны! Нам нужны и поликлиники, и инфекционная больница, школы, четвертый мост. Но нам надо разобраться с ключевым фактором загрузки бюджета. И сможет ли бюджет, создав сегодня обязательства на 20-30 лет, позволить себе расчет по государственно-частным проектам или концессионным соглашениям. Пока мы эту информацию видим в отрывках, но не видим в целом. Такой запрос мы сделали по итогам публичных слушаний и сегодня еще раз акцентировали – все подписанные и действующие соглашения о концессиях или государственно-частному партнерству должны быть расписаны, чтобы мы понимали, сколько в перспективе ложится на бюджет. Это первая часть вопроса. И вторая – сколько мы можем себе позволить? Мы должны сделать такую финмодель. Другой аспект – эффективность этих вложений. Мы отмечаем, что по ряду проектов частный партнер ставит 12-процентную стоимость заемных средств, когда на сегодня банковские средства намного дешевле. Может быть, лучше взять инфраструктурные кредиты? Да, нужно оформить, доказать, но всего под 3 процента. Может быть, эффективней построить за привлеченные деньги федерального центра, за 3% их стоимости, нежели уходить в концессию и ГЧП. Я напомню: только по четвертому мосту первая цифра была 96 миллиардов, потом она в два раза снизилась, потому что широкое обсуждение дает более качественное принятие решений. Эффективное по деньгам. Мы обязательно будем настаивать, чтоб в обсуждении по любому проекту ГЧП или концессии обязательно присутствовали депутат от профильного комитета, от бюджетного комитета и депутат от округа. И только так должна обсуждаться любая концессия», – подчеркнул депутат.