Цена и ценность лесного ресурса
Эффективность управления в сфере лесохозяйственных отношений стала предметом рассмотрения на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.
8 февраля аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Елена Саблина озвучила выводы по результатам проверки законности и эффективности управления и распоряжения имуществом (имущественными комплексами, акциями) организаций лесного хозяйства, находящимся в государственной собственности Новосибирской области. В ходе проверки по поручению Законодательного Собрания КСП изучала нормативные правовые акты, документы финансово-хозяйственной деятельности и прочую информацию за 2020-2021 годы о деятельности регионального Минприроды и четырех его подведомственных организаций – ГАУ «Авиабаза», лесхозов Тогучинского, Ордынского и Бердского.
Основную часть приносящей доход деятельности в учреждениях лесного хозяйства составляют доходы от реализации древесины, отметила аудитор КСП. Вопрос заместителя председателя аграрного комитета Заксобрания Романа Яковлева касался ценообразования на главный товар лесхозов: «Почему у нас древесина реализуется в ценах, ниже рыночных? Если бы мы ее продавали «по рынку», то могли бы компенсировать издержки, больше было бы покрытие затрат».
Исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексей Севастьянов объяснил: «Во-первых, вся древесина, которая реализуется нашими лесхозами, это древесина, заготовленная в рамках рубок ухода. То есть это не основные рубки, как у арендаторов. Соответственно, качество ниже. Мы обязали все лесхозы регистрироваться на бирже: торги, что касаются круглого леса, будут происходить только через биржу. Эти вопросы мы решаем».
Аудитор КСП уточнила: Тогучинский лесхоз – единственное учреждение, которое реализовывало свою древесину на торгах, и цена реализации оказалась выше среднерыночной. Роман Яковлев объяснил причину беспокойства депутатов: «Если древесину по заниженной стоимости купили крестьяне, это нормально. Другое дело, если какой-то перекупщик скупил и продал в соседнем регионе или в соседнем райцентре по завышенной цене».
«Интересует по Доволенскому лесхозу информация. Ни одного показателя, если я правильно с отчетом ознакомился, не выполнено. Каковы перспективы?» – спросил Роман Яковлев. «Там есть положительный результат, – не согласился Алексей Севастьянов. – Просто не достигли своих показателей. В Доволенском районе заготавливают березу, а она не дотягивает до тех параметров, чтобы выходить на существенный рост каких-то показателей по качеству древесины».
С деловой древесиной понятно, а дрова почему дешевле? Этот аспект заинтересовал председателя аграрного комитета Заксобрания Дениса Субботина. Цену дров регулирует департамент по тарифам, она в разы ниже рыночной, объяснил и.о. министра. По его данным, в то время, как частники меньше чем за 2-2,5 тысячи рублей за куб дровяной лес не продают, цена дров в лесхозе – порядка 500 рублей за кубометр.
В отчете КСП также были строки о том, что Минприроды области не контролирует эффективность использования 15 видеокамер в пяти районах области (Новосибирский, Колыванский, Мошковский, Сузунский, Ордынский). Всего закуплено 18 видеокамер, из них три камеры не используются. «Какова вообще перспектива этих камер? И нужны ли они нам, в принципе?» – задал вопрос Роман Яковлев.
Все видеокамеры переданы ГАУ «Авиабаза», доложил Алексей Севастьянов, подчеркнув: «Они закреплены все за подведомственным учреждением, что упростит процедуру их ремонта, обслуживания».
О пользе реальной работы видеокамер спросил Денис Субботин. Как пообещал Алексей Севастьянов, перед пожароопасным периодом камеры переведут в автоматический режим, чтобы максимально оперативно реагировать на факты задымления. Также он сказал: «В каждом районе есть служба ЕДДС, вещание с камер идет на экраны этой службы. Есть у нас коды доступа, по которым могут подключаться специалисты наших отделов, непосредственно министерства».
«Эффект какой? – задал вопрос депутат Анатолий Жуков. – Вы можете примеры привести? Что там своевременно обнаружено? Пожары, незаконные рубки?» Камеры позволяют своевременно отреагировать на факт задымления и, значит, с большей оперативностью приехать на тушение пожара, обосновал Алексей Севастьянов.
«Надо реагировать на те замечания, которые КСП сделала», – резюмировал Денис Субботин. «Хотелось бы поблагодарить Контрольно-счетную палату: достаточно серьезно нас проверили. Конечно, есть нарушения. Но самое главное – нецелевого использования средств не допущено. По результатам проверки подготовлен соответствующий план мероприятий», – прокомментировал Алексей Севастьянов. Он пообещал провести встречу с руководством КСП для уточнения действий по исправлению выявленных нарушений.
Члены комитета проголосовали за решение в ближайшее время, уже в этом году, вернуться к рассмотрению вопросов эффективности управления организациями лесного хозяйства региона.