°C

Депутаты Заксобрания сформулировали обязательные условия реализации мусорной реформы

Ирина Диденко: Принятую концессию мы критиковали
Диденко Ирина Валериевна
Диденко Ирина Валериевна
Ирина Диденко: Принятую концессию мы критиковали

На совместном заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности и комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутаты 15 июня проанализировали финансово-экономические и правовые последствия расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключенного 22.07.2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск».

Логично звучал и второй вопрос – о планах по созданию и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры. Представляя их, министр жилищно-коммунального хозяйства Денис Архипов напомнил депутатам, что согласно территориальной схеме, создание объектов инфраструктуры предполагается в 14 районах Новосибирской области. В городе Болотное размещение мусоросортировочной линии запланировано через механизм инвестиционного бюджетного кредита — по Постановлению Правительства РФ 50% средств на капитальные затраты предоставляются за счет федерального бюджета. Процедуры согласования по объекту пройдены, возможно, что до конца июня муниципалитетом будут размещены условия конкурса. По этой же схеме планируется завершить полигон в Искитимском районе. Полигон захоронения ТКО в Карасуке введен в эксплуатацию в мае текущего года, сейчас организованы торги по привлечению эксплуатирующей организации, условием для которой – размещение линии сортировки. В Кыштовке требуется корректировка проектно-сметной документации, объект исключительно муниципальный, строится за счет бюджета. В Новосибирской агломерации предлагается разделить объекты для правобережной части и левобережной части на два конкурса, в 20-х числах июня, материалы по параметрам объектов планируется уже направить в Законодательное Собрание.

«Вторая волна» объектов после Новосибирской агломерации, по словам министра, включает полигон с сортировкой в городе Каргате, который также планируется строить через механизм концессии, ориентировочно сроки выхода на конкурс – октябрь. Планируется вынести на согласование в Законодательное Собрание также объекты в Татарске, Тогучине, Куйбышеве и Багане. В Северном – муниципальный, не межрайонный объект уже практически завершен, осталось внутри полигона выполнить дорогу для технологических нужд. Объекты в Краснозёрском, Черепаново, Чистоозерном – действующие межрайонные. Здесь предполагается увеличение полигонов через реализацию инвестиционных программ эксплуатирующими организациями. В планах министр отметил и новшество — реализацию проекта по созданию пилотного экопромышленного парка в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». «Сейчас прорабатываем параметры – сроки реализации проекта, подбираем земельный участок. Обсуждаем деятельность с потенциальными резидентами экопромышленного парка», — завершил доклад Денис Архипов.

Обсуждение вышло далеко за предложенные министром параметры. Депутат Дмитрий Козловский вновь озвучил свое предложение, с которым выступил на публичных слушаниях: «Построили же за три года на областные и федеральные деньги ледовый дворец – почему бы и инфраструктуру для системы ТКО не создать за бюджетные деньги. Зачем ждать мусорного коллапса, когда можно все держать в областных руках!»

Даже если область пойдет по пути концессионых соглашений, необходимо провести оценку стоимости строительства полигонов, которые включены в перечень, чтобы мы могли понять, о какой сумме инвестиций идет речь, высказал свою позицию заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Кальченко: «При подготовке документации при заключении концессионного соглашения нельзя допускать никакие компании к ее разработке. Чтобы не случилось как с инфекционной больницей – приходят документы, а по ним уже заранее видно, какое юридическое лицо имеется в виду. Интересы концессионера и бюджета разные. Для бюджета выгодно, чтобы цена была ниже, а для частного лица – выше. Поэтому, — дополнил депутат, – необходимо разбить полигоны на отдельные лоты. Это понизит инвестиционный порог, повысит конкуренцию. И как следствие – снизит потенциальную нагрузку на бюджет».

Тему цены строительства полигонов продолжил и заместитель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агенко: «В списке объектов с 2018 года звучат Куйбышев, Татарск, Тогучин. За это время цены по объектам выросли в 4 раза». Депутат привел данные из нового приказа Минстроя РФ для определения примерной стоимости объектов. «На 1000 тонн загрузки – 2,4 млн руб. А у вас проект в Тогучине — на 1 тыс. тонн – 18 миллионов, Татарск – 10,8 млн, Куйбышев – 9,5 млн рублей».

«Инвесторами могут предлагаться любые параметры. Когда придем в Заксобрание – все будет соответствовать», – заверил Денис Архипов.

«Вчера подписана дорожная карта – до 26 июня должны направить на ознакомление в Заксобрание конкурсную документацию – все в соответствии с законом», – подтвердил заместитель Губернатора Сергей Семка.

Однако эта информация не ослабила накал обсуждения. «В решении должно быть отмечено: мусорная реформа провалена, — заявил депутат Алексей Андреев. – Пока мы выбираем участки для полигонов, в других регионах из мусора биогаз добывают, биотопливо, вырабатывают электрическую энергию. «Экологию-Новосибирск», компании, которые связаны с группой компаний ВИС, следует включить в «черный список» и рекомендовать Правительству региона не допустить их к следующим конкурсам».

Еще более резким было выступление заместителя председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Константина Антонова: «Давайте взглянем на проблему с точки зрения обыденного сознания. Люди платили за мусор 1 рублей, им сказали – будете платить по 5. За это будете иметь мусоросортировку, хорошее качество обслуживания, новые полигоны. И вот прошло 5 лет. Мусоросортировки нет, полигонов не получили, местных предпринимателей, которые до этого нормально, без нареканий, вывозили мусор, выдавили с рынка. Просто уничтожили. Завели сюда своих перевозчиков, деньги стали перекачивать неизвестно куда. Они перестали оставаться в отрасли и работать на экономику. Качество обрушили, довели до мусорного коллапса. Ситуация именно так воспринимается людьми».

По мнению депутата, предлагаемое Правительством развитие событий не обещает качественного скачка в решении проблемы: «Почему мы не рассматриваем создание собственного регионального оператора? Этот вопрос надо рассматривать и за это голосовать», – убежден парламентарий.

Иное мнение высказал Ашот Рафаелян: «Надо было депутатам более настойчиво требовать расторжения концессии. С другой стороны, сейчас по рукам связать исполнительную власть –  тоже не очень эффективно». С мнением коллеги согласился и председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Терепа: «Надо принять депутатам тоже частичку вины – это наша совместная недоработка с Правительством. В этом плане особенно тревожит, что дальше… Я бы предложил Правительству использовать предлагаемые депутатами решения для выстраивания отношений с партнерами…»

К конструктивной совместной работе с депутатами призвал и первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Андрей Панфёров. «Прозвучала мысль: не надо подменять работу исполнительной власти и брать на себя её груз. Как сказал Андрей Иванович, должна быть совместная деятельность, где наша задача – оценить, выразить свое мнение». Первый вице-спикер посоветовал министрам тщательней готовиться к своему выступлению на предстоящей сессии. «Тема – животрепещущая и многоплановая, комитет по строительству постоянно вел мониторинг ситуации с мусором. В Преддверии принятия бюджета 2023 года надо нам сейчас на этом вопросе поставить точку. Придя к избирателям, мы должны четко сказать, к каким решениям пришли», — заметил Андрей Панфёров.

Важность проблемы подчеркнул и заместитель Председателя Законодательного Собрания Владимир Карпов: «Помимо очень важной темы, которая обсуждается на беспрецедентном заседании двух комитетов, мы совместно с исполнительной властью решаем другие очень важные, лежащие в основе всего базовые вопросы. Имею в виду бюджет области. И если по каким-то направлениям мусорной реформы, концессионных соглашений, полномочия Заксобрания, прямо скажем, достаточно невелики – хотя их все нужно использовать – то по самым важным и базовым для области и исполнительной власти области вопросам, связанным с бюджетным процессом, эти полномочия более чем достаточны.  И несомненно, если не будут исправлены взаимоотношения Законодательного органа и исполнительной власти, это наложит отрицательный оттенок на решения этих базовых вопросов. Законодатели этого не хотят. Они говорят: давайте вместе исправим ситуацию. В противном случае базовые вопросы будут решаться хуже, чем они должны решаться».

Итоговое решение совместного заседания озвучила заместитель Председателя Законодательного Собрания Ирина Диденко. В числе рекомендаций, предложенных Правительству области, предложение рассмотреть возможность применения иных (помимо концессионных соглашений) механизмов реализации законодательства по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе механизма бюджетного финансирования в рамках государственных программ Новосибирской области. Депутаты предложили заключать концессионные соглашения в области обращения с отходами по инициативе Новосибирской области, увеличить количество мусоросортировочных комплексов на территории Новосибирской агломерации Новосибирской области с целью снижения экономической и экологической нагрузки на территории с двух объектов (предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами в Новосибирской области), до трёх – пяти объектов, а также предусмотреть заключение концессионных соглашений по каждому создаваемому объекту. При заключении концессионных соглашений предложено установить размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств концессионера, и такое существенное условие, как способ обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению, соразмерное объему обязательств концессионера. А кроме того – исключение из концессионных соглашений необоснованных и излишних бюджетных гарантий концессионеру.

«За шесть прошедших лет мы внесли изменения в наши нормативные документы, в законы. В том числе, теперь мы согласовываем концессию, чего шесть лет назад не было, – отметила Ирина Диденко. – Принятую концессию мы критиковали, били, что называется, «по хвостам». Мы и увидели-то ее после того, как она была уже заключена, проведен конкурс. Теперь в законодательство области внесены изменения – рассмотрение в Законодательном Собрании предваряет заключение соглашения и проведение конкурсов. Принятием рекомендаций законодателей области теперь мы разделяем ответственность с исполнительной властью».

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить