Инициатива концессий должна идти не только от частных партнеров
Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рассмотрел перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, сообщает сайт Бердск-Онлайн со ссылкой на ЗС региона.
Данный перечень на заседании комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности представил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. В документе, представленном в этом году на рассмотрение парламентом Новосибирской области, 23 объекта. Это объекты спорта в Дзержинском, Ленинском, Советском, Кировском, Октябрьском, Калининском районах Новосибирска, а также в поселке Линево Искитимского района, городе Черепаново и поселке Ордынское, региональный центр сноуборда по ул. Немировича-Данченко в Новосибирске. По концессии планируется построить четыре объекта по обращению с ТКО (в Куйбышевском, Каргатском, Тогучинском и Татарском районах) и три школы (в селах Марусино и Толмачево, по улице Забалуева в Новосибирске). В перечне значится один объект здравоохранения – областной онкодиспансер.
«По своей сути эти данные являются некими инвестиционными идеями, которые будут рассматриваться, в том числе, с учетом изменений областного законодательства об инвестиционном фонде, в соответствии с которым установлен лимит в 2,5 процента», – прокомментировал перечень Лев Решетников.
Отвечая на вопрос заместителя председателя комитета Ирины Диденко о том, кто является инициатором строительства школ, министр пояснил, что инициатор – ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение», по проекту которой в прошлом году уже запланировано строительство шести школ.
«Мы в прошедшем году очень много работали и над проектами ГЧП, и над проектами концессионных соглашений – в этом году по многим из них пойдет активная строительная фаза. В рамках реализации бюджетных кредитов по ряду объектов заложены деньги в бюджете, в том числе на строительство семи поликлиник. На 2021 год – 1 миллиард, на 2022 – 2,08 миллиарда рублей. В том числе за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. На что пойдут эти средства?» – уточнила Ирина Диденко.
Лев Решетников ответил, что в соответствии с соглашением предусмотрен капитальный грант на строительство, и бюджетные инфраструктурные кредиты есть возможность направить на эти цели. Что и было сделано в 2021 году в размере 500 миллионов рублей.
«Большинство объектов по хранению ТКО переходят из года в год, – напомнил председатель комитета Фёдор Николаев. – Ситуация как-то продвигается с точки зрения реализации проектов? Есть вопросы в Тогучинском районе, общественность задает вопросы по поводу размещения полигона».
Заместитель Губернатора Новосибирской области Сергей Семка ответил, что состоялась встреча с потенциальным инвестором, и пообещал в ближайшее время предоставить более точную информацию. «Ситуация продвигается, – заверил замгубернатора. – А переходящий объект в Северном районе в этом году мы завершим».
Волнующий многих депутатов вопрос задал министру финансов Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив: «Как можно трансформировать бюджетные кредиты в строительство? Не в инфраструктуру, а в строительство? Соответственно, должна уменьшится составляющая коммерческого кредита?»
Заместитель Председателя Правительства – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко пояснил, что по условиям предоставления федеральных бюджетных кредитов одно из возможных направлений, куда регион их может бюджетировать, – реализация государственно-частных проектов. «Это не обязательно должно быть развитие инфраструктуры. Рассматривается поддержка любой частной инициативы, и ГЧП как модель подходит под возможность использовать такой кредит. Полагаю, что если мы идем на поддержку частного партнера по его финмодели, соответственно, с нашей стороны это будет увеличение капитального гранта, значит, с его стороны беспроцентных денег должно быть больше. Соответственно, кредитное плечо должно сократиться», – уточнил Виталий Голубенко.
Ирина Диденко в своем содокладе предложила в решении комитета отметить три основных составляющих. Во-первых, при заключении концессий учитывать положения областного закона, который ограничивает бюджетные ассигнования на концессии и ГЧП размером в 2,5% от доходной части областного бюджета. Во-вторых, принимать во внимание требования федеральных нормативно-правовых актов. Так, 31 декабря 2021 года подписано постановление о том, что при значительном увеличении стоимости концессии (более чем на 30 процентов) документы должны проходить через УФАС. «Чтобы избежать тех моментов, которые мы видели в ГЧП по поликлиникам, – заметила Ирина Диденко. – И третье – отрабатывать документы таким образом, чтобы после заключения не пришлось менять техническое задание».
«Рассмотренный сегодня комитетом перечень – это декларативный документ, – подчеркнул председатель комитета Федор Николаев. – В прошлом году все мы были участниками принятия решений по шести школам, по поликлиникам, инфекционной больнице. Это проекты, которые уже приняты, реализация которых либо началась в 2021-м, либо начнется в текущем году. Надеемся, что будут реализованы проекты, которые включены в обсуждаемый перечень, в том числе «долгоиграющие» проекты по хранению ТКО, которые переносятся из года в год».
Федор Николаев акцентировал еще одну важную с точки зрения комитета рекомендацию Правительству региона. «Необходимо, чтобы инициатива шла не только от частных партнеров. В тех рамках, которые находятся в полномочиях Правительства региона, оно должно определять приоритеты развития социальной инфраструктуры. Чтобы частным партнерам было понятно, в каком фарватере двигаться. Чтобы инвесторы – не только в регионе, но и по всей России – понимали, что с этими инициативами можно зайти и они будут поддержаны. Были знакомы с нашим законодательством в сфере государственно-частного партнерства».
Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности принял решение внести перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на рассмотрение сессии Законодательного Собрания Новосибирской области для согласования.