Среда
1 мая
2024
  °C

Ирина Диденко: Территориальный подход в реализации стратегии соцэкономразвития области должен быть ярче

Депутаты Заксобрания уверены, что в стратегии соцэкономразвития нужно сделать акцент на развитие не только Новосибирской агломерации
Депутаты Заксобрания уверены, что в стратегии соцэкономразвития нужно сделать акцент на развитие не только Новосибирской агломерации

В Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития области необходимо сделать акцент на развитие территорий, а не только Новосибирской агломерации, убеждены депутаты комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

Свой отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области  на период до 2030 года, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от  31.12.2019, за 2022 год  заместитель министра экономического развития Виталий Шовтак начал с объяснения, почему для расчета достижения показателей взят именно консервативный сценарий: «Экономика региона и страны в целом в 2022 году работала в условиях жестких санкционных ограничений со стороны недружественных стран, нестабильности в мировой экономике, а также высокой ключевой ставки Центрального Банка, которая доходила до 20 процентов».  Замминистра отметил, что в рамках плана предусмотрено 212 показателей. По итогам 2022 года 117 показателей превысили планируемые значения, 20 – в пределах плана, 59 показателей (это 27,9%) – не исполнены.

Перечисляя показатели, где не удалось достигнуть плановых значений, Виталий Шовтак назвал среднегодовую численность постоянного населения — показателя не удалось достичь буквально на 100 человек, тем не менее, факт по словам замминистра вызывает опасения. Индекс физического объема валового регионального процента составил 101,4% вместо запланированных 103%. Не выполнен показатель «доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей» –22,8 вместо 24,2% . Индекс физического объема инвестиций в основной капитал при плане 102,5% составил 84,9%. «Этому есть и объективные причины, прежде всего, процентная ставка ЦБ, которая не могла не сказаться на инвестиционной деятельности. Это серьезный вызов развитию региона, поскольку инвестиции определяют темпы развития в будущем», – отметил замминистра. Среди недостигнутых показателей – ожидаемая продолжительности жизни при рождении». При плане 72,2 года фактический показатель 71,5. Не достигнут общий коэффициент рождаемости.  при плане 9,8 – 9,6 промилле. Зато коэффициент миграционного прироста выше плановых значений, хотя, по словам Виталия Шовтака, «миграционный прирост  имеет и отрицательные моменты, которые в будущем могут сказаться на внутренней экономической и социальной ситуации».

По данным отчета, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась на 2,3 процентных пункта. Ухудшение произошло по показателям: реальные денежные доходы населения, индекс реальной начисленной заработной  платы, в процентах к предыдущему году. В то же время выросла среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, составившая 53 756  рублей.

Объем финансирования крупных инвестиционных проектов и проектов инфраструктурного плана Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года составил 44,2 млрд рублей. В течение 2022 года шла реализация 10 крупных инвестиционных проектов и 37 проектов инфраструктурного плана в сфере энергетики, здравоохранения, ЖКХ, культуры, городской среды, образования. Среди успешных замминистра отметил запуск птицефабрики по производству мяса уток мощностью 18 тыс. тонн в селе Улыбино Искитимского района, запуск завода по производству бумаги и гофротары в п. Красный Яр Новосибирского района, завершение строительства многофункционального логистического центра в Новосибирском районе.

«Данные за полугодие 2023 года свидетельствуют о том, что большинство показателей удастся достигнуть. Есть проблемы, связанные с объемом инвестиций в основной капитал, а также с повышением учетной ставки Центробанка и с продукцией сельского хозяйства, что обусловлено климатическими особенностями года», – завершил отчет Виталий Шовтак.

Свое недоумение данными демографии высказал заместитель председателя комитета Дмитрий Франчук: «Видимо, нет разделения между Новосибирской агломерацией и остальными районами. У меня на округе в сравнении с 2018 годом убыль населения больше 10%. А у вас в «зеленой» зоне – 102 процента!»

Замминистра признал существование дисбаланса между численностью населения в Новосибирской агломерации и всей остальной территорией области: «Агломерация вбирает в себя весь миграционный прирост, кроме того существует внутрирегиональная миграция, что обескровливает наши муниципальные образования. Процесс отчасти закономерный, поскольку в агломерации концентрируется большая часть производств, здесь более высокие зарплаты, есть вся социальная инфраструктура. В то же время на реализацию программы комплексного развития территории из областного бюджета направлено около 1 млрд рублей», – охарактеризовал ситуацию чиновник.

«Надо менять приоритеты. Должны быть разные стратегии! Тем более, что, насколько знаю, в 2024 году область не будет участвовать в этой программе, – высказал свою позицию Дмитрий Франчук. — Средства областного бюджета, которые могли бы быть использованы на  софинансирование программы, стоит направить на улучшение материально-технической базы  аграрных лицеев, которые воспитывают кадры на селе. Чтобы наша продовольственная безопасность была в приоритете!»

«Есть ли в плане какая-то корректировка, чтобы сохранить прирост населения в отдаленных районах, – поинтересовался депутат Иван Мороз.  —  Если мер не принять, то через десять лет таких районов, как Кыштовский, Северный, Усть-Таркский, Венгеровский не будет существовать. Надо повернуть процесс. Но вижу, плана такого нет».

«Территориальный подход в реализации Стратегии социально-экономического развития области должен быть отражен более ярко, – мнение вице-спикера Законодательного Собрания Ирины Диденко. – Депутаты, которые представляют сельские территории, говорят о необходимости единого территориального развития. Надеемся, что Стратегия будет актуализирована.  В том числе, в отношении программ развития экономики, инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства. Очень надеюсь, что у нас появится отраслевая программа развития экономики, которая будет учитывать и географический признак».  Вице-спикер подчеркнула, что на территориях региона сегодня особенно остро стоит кадровая проблема. «Не случайно сегодня прозвучали предложения об организации обучения на местах, усилении целевого обучения. Мы считаем, что в ряде программ эти инициативы должны быть закреплены. Такие возможности есть», – убеждена Ирина Диденко.

Решение комитета озвучил заместитель председателя комитета Сергей Кальченко: «Отметить, что замечания комитета при рассмотрении отчетов за 2019, 2020, 2021 год сохраняют свою актуальность. Правительству области учесть рекомендации, содержащиеся в постановлениях Заксобрания. Предоставить до 1 января 2024 года в Законодательное Собрание информацию о причинах недостижения плановых значений по ряду показателей на протяжении последних четырех лет».

Комитет принял решение вынести Отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019, за 2022 год на рассмотрение сессии Законодательного Собрания Новосибирской области.

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить