Комплексное развитие сельских территорий: депутаты обсудили проект изменений в госпрограмму
Комитет Законодательного Собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности высказал свою позицию в отношении реализации программы «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области», сообщили Бердск-Онлайн в пресс-службе Заксобрания НСО.
Вчера, 21 октября, комитет Законодательного Собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности обсудил проект изменений в государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области». Как прокомментировал заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области Владимир Пахомов, коррективы обусловлены необходимостью уточнения плановых (прогнозных) значений целевых индикаторов программы, приведения программы в соответствие с методическими указаниями министерства экономического развития области, а также с июльскими коррективами областного бюджета.
Так, индикатор ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих в сельской местности и получивших господдержку, в 2020 году увеличится с 0,427 до 0,574 тыс. кв. метров, в 2021году – с 4,531 до 5,997 тыс. кв. метров, в 2022 году – с 7,214 до 8,680 тыс. кв. метров. Так как фактически строящееся жилье получателей социальных выплат в 2020-2021 годах оказалось больше расчетной площади, которая была прописана при разработке госпрограммы, исходя из социальной нормы на человека. Уточнен целевой индикатор — объем жилья, предоставляемого по договору коммерческого найма. В 2020 году он снижен. Как объяснил министр, с учетом уточненного сводного списка граждан-получателей жилья по договорам найма жилых помещений и с учетом изменения стоимости 1 квадратного метра. В числе скорректированных — показатель ввода в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции». По объяснению замминистра, в связи с получением проектно-сметной документации и уточнением протяженности выполняемых работ.
Однако при обсуждении программы депутаты вышли далеко за рамки предлагаемых министерством цифр.
«В названии программы «Комплексное развитие сельских территорий» — ключевые слова – комплексное развитие. Мы же видим здесь статистическую отчетность, — высказал свое мнение депутат Глеб Поповцев. — Только что прошла избирательная кампания. Каждый из депутатов получил наказы избирателей, которые также войдут в эту программу, потому что она касается каждого жителя области, живущего на сельской территории. Каким образом программа наказов будет учтена в этой программе? Ведь, по большому счету, в программу комплексного развития сельских территорий входит реализация наказов избирателей», — убежден Глеб Поповцев.
«Участие в федеральной программе носит конкурсный характер. Просто взять наказы и включить в программу – это не получится. Нужно работать с муниципальными районами, чтобы они готовили проекты, участвовали в конкурсе. В случае прохождения конкурсных процедур в Минсельхозе РФ эти объекты будут включены в программу», — объяснил механизм замминистра.
«Проблема в том, что ни одно муниципальное образование, тем более сельское, не имеет денег, чтобы сделать проект, — моментально отреагировал депутат Сергей Гайдук. — Просьба глав районов, чтобы при реализации наказов предусмотреть строкой деньги на проектно-сметную документацию. А куда они пойдут – либо на «чистую воду», либо на пристройку к школе, спортивную площадку, оборудование для поликлиник – решат».
Позицию Правительства высказал министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко: «Анализируя все госпрограммы, мы видим, что везде условие вхождения в федеральную программу – наличие проектно-сметной документации. Получался замкнутый круг. С одной стороны, есть проблема, которую нужно решать на той или иной территории области, с другой — в силу отсутствия финансовой возможности органы местного самоуправления не могут выполнить условия по разработке ПСД. Учитывая, что за последние годы планка требований к проектно-сметной документации растет, а следом растет и цена на ее разработку, на уровне правительства принято решение: если те или иные стратегические мероприятия по развитию территории будут укладываться в государственные программы, то одновременно будут планироваться и деньги на проектирование».
«В районах области, в городе Новосибирске надо этот принцип распространить на все министерства. Предупредительной должна быть система проектных работ, попавших в программу, — уверен депутат Валерий Червов. — Программа на следующий год, значит, уже в этом году должна быть утверждена документация!» Старейший депутат бюджетного комитета областного парламента заметил, что многие важные объекты из-за затяжек с ПСД так и не были построены.
Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Андрей Панфёров отметил еще одну сложность, которая может возникнуть с уже готовыми проектами: «Вопрос с переходящими наказами. Уже готовая проектно-сметная документация может устареть, так как не соблюдены сроки реализации объектов. Прошу обратить на это внимание при верстке программы реализации наказов. Может случиться, что вбухали деньги, ПСД есть, а реализации наказов нет», — предостерег Андрей Панфёров.
Дискуссия коснулась перспектив госпрограммы. Коренной вопрос — реально ли, увеличив выделение средств на проектно-сметную документацию, существенно нарастить приток в регион федеральных инвестиций – поставил председатель комитета Федор Николаев.
«Комплексное развитие сельских территорий» — относительно молодая программа, поддерживаемая федеральным бюджетом по инициативе Президента Российской Федерации. Мы на неё рассчитываем очень сильно, — выразил позицию комитета Федор Николаев. — В этом году чуть меньше полутора миллиардов ушло на эту программу, из них миллиард восемь миллионов – федеральных средств. Программа реально рабочая, но в связи с тем, что программа еще новая, мы, кажется, ее недооцениваем. Минсельхоз отчитался, сухие цифры доложил. Мы же считаем: так как это программа комплексного развития, она предполагает вообще развитие всех отраслей – это и сельские дома культуры, библиотеки, дорожное строительство, всё, что связано с медициной – ФАПы, амбулатории и больницы. Это взаимоувязка вообще всех главных распорядителей бюджетных средств на сегодняшний день. И еще важный момент — чтобы и Минфин, и Минэко были ближе к Минсельхозу — не соисполнителями, а, так скажем, хорошими кураторами программы, чтобы стратегически решать развитие сельских территорий». По мнению председателя комитета, вопрос проектно-сметной документации требует безотлагательного решения.
«Я задал министру ключевой вопрос – могут быть лимиты на программу больше полутора миллиардов? Может быть три, может быть пять? Может быть, но камень преткновения, как оказалось – в отсутствии проектно-сметной документации на больший объём. Поэтому ещё одно решение бюджетного комитета – определиться с ПСД. При относительно менее ёмких вложениях в проектно-сметную документацию её наличие открывает нам дорогу на большие претензии на федеральный бюджет», — подчеркнул Федор Николаев.