Метро: новые маршруты – под инвестиции
За круглым столом в Законодательном Собрании Новосибирской области, проведение которого инициировал комитет по транспортной, промышленной и информационной политике, предложен новый подход к строительству метрополитена – переориентировать планы на направления перспективной застройки.
Значимость темы строительства метро в Новосибирске очевидна уже по количеству участников круглого стола в Законодательном Собрании – члены областного правительства, чиновники мэрии, депутаты Госдумы, регионального парламента горсовета Новосибирска.
Последний раз новую станцию в Новосибирске открыли в 2010 году. Дальше дело не идёт. Ситуацию на данный момент и планы до 2030 года озвучил министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский. В первоочередном порядке дальнейшее развитие метро предполагается за счет актуализации проекта по продлению Дзержинской линии метрополитена: от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» с промежуточной станцией «Гусинобродская». МП «МЕТРО МИР» в январе 2022 года завершена корректировка сметной стоимости строительства в ценах на 4-й квартала 2021 года – 20,4 миллиарда рублей. По информации министра, для начала строительства Дзержинской линии необходимо за счет средств местного бюджета осуществить реконструкцию, вынос инженерных сетей в зоне строительства, выполнить проектно-изыскательские расчеты для строительства метродепо «Волочаевская». Министр пояснил и сложную историю с экспертизой, не раз становившуюся темой СМИ: «…достигнуты договоренности о том, что Главгосэкспертиза принимает на рассмотрение проектно-сметную документацию без подтверждающих документов в плане финансирования – просто по сопроводительному письму Губернатора Новосибирской области. Но при одном условии. В Главгосэкпертизе сразу заявили, что невозможно достраивать Дзержинскую линию без достройки левого перегонного тоннеля. Только при условии выдачи одновременно двух экспертиз приняли в работу данные документы».
Заместитель мэра Олег Клемешов также сосредоточился на планах. Он уточнил, что по Ленинской линии планом до 2030 года предусмотрены две станции: «Площадь Станиславского» и «Троллейная» в непосредственной близости от большого участка перспективной застройки и реновации этой территории. Также в плане до 2030 года продление Ленинской линии – это станция метро «Северная» на пересечении Красного проспекта с улицей Северной, где также идет застройка огромных жилмассивов. Подчеркнув важность строительства второго перегонного тоннеля на Дзержинской линии заммэра сообщил, что мэрией города Новосибирска принято решение, и сейчас муниципальное предприятие «МЕТРО МИР» занимается проектированием левого перегонного тоннеля. «Финансирование будет предусмотрено на 2023 год в бюджете Новосибирска. Есть уверенность, что в 2023 году работы по проектированию левого перегонного тоннеля мы завершим», — заверил Олег Клемешов.
Волнующий всех вопрос задал модератор круглого стола депутат Владимир Анисимов: «Двадцать миллиардов надо на продление Дзержинской линии, десять миллиардов – на электродепо. Где же эти деньги взять?» Как убежден Владимир Анисимов, необходимо скорректировать схему линий метрополитена, чтобы повысить инвестиционную привлекательность территории перспективной застройки левого берега, которая оценивается примерно в 200 га. По расчетам депутата, территория реноваций, включающая существенную часть частного сектора Ленинского района, может выразиться порядка 4 млн кв. м площадей – как жилья, так и объектов различного назначения, что означает значительное пополнение бюджета. Депутат отметил важность привлечения федеральных средств, а также возможный интерес инвесторов к строительству объектов метрополитена, тем более, что в Новосибирске такой опыт уже есть – при строительстве входных групп на станции «Сибирская».
«Понятно, что ни за счёт инвесторов, ни за счёт регионального и местного бюджетов метро не построишь – включился в дискуссию депутат Госдумы Ренат Сулейманов. Председатель Правительства РФ сказал – сегодня субъекты Федерации могут строить объекты инфраструктуры за счёт бюджетных кредитов. На эти цели выделялось по 500 миллиардов рублей в год. Пользуясь этим, Челябинск, Красноярск и Нижний Новгород получили деньги на строительство метро, при том, что в Челябинске, что в Красноярске метрополитен существует пока на стадии проектирования. Мы вообще предполагаем получить бюджетный кредит?»
Сегодня у региона бюджетных кредитов порядка 10 млрд рублей, плюс реструктуризация кредитов – еще 15 млрд. Итого 25 млрд, которые регион вкладывает в различные проекты, ответил первый заместитель Председателя Правительства области Владимир Знатков: «Если бы мы сегодня имели проектные решения, которые прошли через госэкспертизу, безусловно, в большей степени мы могли бы эти деньги добыть. Но сегодня еще дверь не закрыта». Владимир Знатков подчеркнул, что ни в одном городе, кроме Москвы не строят метро за собственные деньги. В то же время первый заместитель областного Правительства позитивно отозвался о проекте, озвученном за круглым столом: «Это некий новый подход, который позволяет привлечь деньги бизнеса на социальную инфраструктуру. Помочь с транспортной инфраструктурой, чтобы эти площадки были привлекательными. Это будущее города. Вы знаете, что весь центр достаточно плотно застроен, единственный путь – это окраины города, Новосибирский район. Туда пойдет жилая застройка».
Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Андрей Панферов ответил всем пессимистам, уверенным, что нынешнее время не для подобных проектов: «Метро в Новосибирске строилось в сложное время, когда шла афганская война, и денег тоже очень не хватало. Вопрос в умении власти решать те или иные вопросы на федеральном уровне». Отсюда, по мнению первого вице-спикера, и вопрос полномочий. «Строительство метрополитена – это стратегический вопрос. Нельзя, чтобы те, кто этим занимаются, оказались неспособны решать эти стратегические вопросы развития города на десятилетие. Найдется у нас такой Филатов, который ездил в Москву и пробивал?»
Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко поддержал предложение депутата Вадима Агеенко создать рабочую группу, которая займется всем комплексом вопросов, связанных с развитием метрополитена.
«Развитие метрополитена в Новосибирске вопрос актуальный. Семьдесят пять миллионов пассажиров перевезено в прошлом году. Цифра говорит сама за себя. Возникает вопрос – а что дальше? – обозначил главную задачу Валерий Ильенко. – Чтобы что-то попросить у федерального центра, ему нужно что-то предложить. Предложение Владимира Анисимова – рассмотреть вопрос в комплексе и привлекать частный бизнес, региональный, федеральный и местный бюджеты. Начатую Дзержинскую линию необходимо закончить, перспективность Ленинской линии для меня также очевидна. Но что – первое, а что – второе, должны сказать эксперты».
По словам парламентария, Председателем Законодательного Собрания будет создана рабочая группа, которая займется отслеживанием перспективных предложений. «Рекомендации круглого стола будут направлены в областное Правительство и мэрию Новосибирска. Откладывать не будем, так как речь идёт о бюджете 2023 года, который уже верстается», — акцентировал Валерий Ильенко.