Особый подход к плотинам и дамбам
На заседании комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по экологии обсудили вопросы безопасности гидротехнических сооружений на малых реках, сообщает сайт Бердск-Онлайн со ссылкой на ЗС региона.
По словам и.о. министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексея Севастьянова, в регионе 101 гидротехническое сооружение, в том числе три не имеющих собственника, работа по их оформлению продолжится в 2022 году. 43 плотины и дамбы отремонтированы, в 2022-2023 годах планируют ремонтировать ГТС на реке Каменка в поселке Ленинский Новосибирского района. На ремонт и реконструкцию, оформление документации для ГТС предоставляют субсидии из областного бюджета местным бюджетам муниципальных районов и городских округов региона.
Среди проблемных вопросов Алексей Севостьянов назвал оформление в собственность бесхозяйных ГТС, расположенных на территории Искитимского, Колыванского, Каргатского, Чановского районов Новосибирской области.
Как обстоят дела на местах, пояснил первый заместитель главы администрации города Куйбышева Александр Бирюков. По его словам, капремонт водозащитной дамбы протяженностью 32 км на территории города прошел в 2012-2014 годах, было затрачено порядка 170 млн рублей. Объекту присвоен третий класс опасности, однако в связи с изменениями в нормативно-правовой базе куйбышевское ГТС перестало соответствовать требованиям, ему присвоен второй класс опасности. Чтобы привести в соответствие, необходимы значительные денежные средства: только для разработки документации – 29 миллионов рублей.
«У нас есть просьба, предложение, – обратился к депутатам Заксобрания Александр Бирюков. – Разработать норматив бюджетной обеспеченности, утвердить его на региональном уровне, чтобы мы могли гидротехнические сооружения содержать и вкладывать в них средства, которые будут приходить целевыми в доходную часть бюджета. Либо создать на уровне области какое-то специализированное предприятие, что позволит более эффективно использовать эти ГТС. Соседний район – Барабинский: часть водоотводных сооружений находится там. Когда сооружения будут эксплуатироваться одним собственником, комплексно, тогда будет понятна и просчитана вся гидравлика, сейчас такой системы нет. В результате – совсем не благоприятные последствия».
Депутат Игорь Умербаев привел пример: «В 1986 году в Кочнёвском сельсовете Татарского района была построена дамба, земляной вал, в 2015 году она была оформлена в собственность администрации сельсовета. В сентябре 2021 года Сибирским управлением Ростехнадзора была проведена проверка, составлен акт обследования и вынесено административное наказание». Игорь Умербаев видит суть проблемы в том, что своих специалистов по содержанию и оформлению документации на ГТС в муниципалитетах нет, а сторонние гидротехники запрашивают значительные суммы. Нет и финансирования на содержание ГТС, хотя к ним предъявляются очень высокие требования.
Второй пример, который привел Игорь Умербаев, – плотина озера Чаны. Если ее прорвет, опасаются жители рабочего поселка Чистоозёрное, вода затопит дома чистоозерцев. Хотя, по мнению депутата, «там, говоря простым языком, нужно всего лишь отремонтировать задвижки, чтобы можно было воду спускать».
Депутат Александр Барсуков отметил, что вопрос подтопления актуален для всей области. «Потому что застройка велась без генерального плана, – позиция депутата. – Вода оказалась практически «закупорена», и идет постоянно подтопление жилых домов… Мы сотни миллионов рублей в эти водоотводные сооружения каждый год «вбухиваем», хотя сами эти сооружения уже не выполняют свое назначение. С каждым годом ситуация усугубляется».
Депутат Денис Субботин обратил внимание на несопоставимость сумм, которые идут для реального обеспечения безопасности, ремонт ГТС и предназначенных для оформления документов. «Прокуратура проверяет документы, а в реальной жизни, там, где люди живут меняется очень мало», – сказал он.
Денис Субботин выступил с предложением создать государственное предприятие, в штат которого вошли бы гидротехники, инженеры, специалисты по оформлению документации. Также он считает необходимым передать ГТС в областную собственность. «И тогда все работы по обеспечению безопасности ГТС в области будут вести люди, профессионально подготовленные, – позиция Дениса Субботина. – И мы не будем загадывать для муниципалов непосильные для них задачи».
Для решения сложившейся проблемы необходимо продумать четкий механизм, резюмировал председатель комиссии Владимир Лаптев. «Все эти береговые сооружения должны управляться ведомством, где были бы специалисты, был бы бюджет, – подчеркнул он. – Только на проектно-сметную документацию нужно 35 млн рублей – где городскому бюджету, например, Куйбышева взять такие деньги? На уровне муниципальных образований, и районы на этом заострили внимание, проблему не решить. Поэтому будем все вместе этим вопросом заниматься».