Переломить ситуацию в дорожном строительстве
Комитет Законодательного Собрания по транспортной, промышленной и информационной политике потребовал от Министерства транспорта представить комплексное решение, которое позволит радикально улучшить положение со строительством и ремонтом автодорог в регионе, сообщает сайт Бердск-Онлайн со ссылкой на ЗС региона.
«Старые нарушения на новых объектах» — так назвала отчет КСП по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2020 году и за текущий период 2021 года, председатель Контрольно-счетной палаты области Елена Гончарова. Что полностью подтвердил доклад аудитора Валерия Алехина.
Из 12 730,6 км автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, 59,6%, или 7 591,12 км не отвечают нормативным требованиям. Из 14 747,5 км автомобильных дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям 6 699,5 км, или 45,4%. Не соответствуют нормативным требованиям 54 моста из 274, или 19,7%.
По информации аудитора, на реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие автомобильных дорог» в 2020 году были направлены ассигнования в размере 21 млрд 536 млн руб. (96,5% к плану), за девять месяцев 2021 года – 17 млрд 740 млн руб. (85,4 % к плану).
Так, основная часть ассигнований областного бюджета в рамках реализации госпрограммы «Развитие автомобильных дорог» в 2020 году и за 9 месяцев 2021 года была направлена на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений – 49,2% (10,5 млрд руб.) и 56,7% (10, 05 млрд руб.) по годам соответственно. Из этих сумм на строительство мостового перехода через р. Обь в 2020 году израсходовано 7 млрд 286 млн руб. и за девять месяцев 2021 года – 9 млрд 481 млн руб. На содержание автомобильных дорог – 17,7% (3,8 млрд руб.) и 17,6% (3,1 млрд руб.); на ремонт – 9,3% (2,004 млрд руб.) и 12,6% (2,2 млрд руб.); на капитальный ремонт – 2,7% (579,7 млн руб.) и 0,5% (79,8 млн руб.). На осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения из областного бюджета были направлены субсидии в 2020 году в объеме 4,3 млрд руб. (20,2%) и за девять месяцев 2021 года – 2 млрд 185 млн руб. (12,3%).
Всего в 2020 году проведены работы на 47 объектах государственной собственности и 52-х объектах муниципальной собственности, введены в эксплуатацию после строительства и реконструкции 18,1 км, капитального ремонта – 1,2 км и ремонта – 112,3 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; выполнен капитальный ремонт и ремонт 46,1 км автомобильных дорог местного значения.
Среди недостатков Валерий Алехин в первую очередь назвал нарушение сроков дорожных работ, что касается и строительства мостового перехода через Обь в Новосибирске, срок строительства которого продлен на 284 календарных дня – до 17.09.2023, но может быть и еще удлинен – до 06.12.2023. Общее выполнение работ по состоянию на 23.11.2021 составило 11,7 млрд руб. (на этот момент техническая готовность объекта в соответствии с принятой отчетностью составила 35,5% при плановом значении на 31.12.2021 не менее 55,0%).
Нарушения и недостатки касаются также сферы закупок, ошибок проектировщиков, ненадлежащего качества входного контроля. Однако особое внимание в отчете КСП было уделено качеству дорожных работ. Так, в 2020 году системой независимого контроля из 321 проверенного объекта были выявлены нарушения и недостатки на 136 объектах (42%).
«Ситуация с качеством дорожных работ в лучшую сторону пока не меняется», — заключил Валерий Алехин.
В числе причин такого положения депутаты в очередной раз указали на систему торгов по Федеральному закону №44. «Почему на конкурсах руководствуются только одним пунктом – снижением цены? Ведь понятно: кто дает большое снижение, намерен либо не платить налоги, либо окольными, не совсем честными путями, приобрести строительные материалы… Почему не учитываем другие параметры – опыт, качество выполнения работ, претензии и т.д.? Надо давать комплексную оценку!» – возмутился Александр Барсуков. По мнению депутата, также одна из важнейших причин – низкое качество проектно-сметной документации: «Проектировщики недорабатывают. Не в полной мере проводят изыскания, исследования по грунтам… Просто подгоняют проект, чтобы прошел экспертизу».
Заместитель председателя комитета Елена Тырина подняла вопрос о системе строительного контроля, привлекаемого заказчиком и подрядчиком. «В отчете КСП указаны объекты, на которых выявлены нарушения. Вместе с тем, в ходе приемки эти нарушения не были выявлены. Объекты приняты, оплачены, далее мы получаем ненормативные работы и новые расходы. Как идет работа с организациями строительного контроля? Надо, чтобы был не только реестр недобросовестных подрядчиков, но распространить эту систему на учредителей!»
Коллегу поддержал председатель комитета Майис Мамедов: «Надо вносить изменения в федеральный закон. Пока же нарушитель переоделся в другой пиджак и снова на конкурс, а мы ничего не можем сделать!».
«Все замечания, отраженные КСП, повторяются из года в год. Нужно предложить министерству подготовить комплексный документ с анализом причин, обсудить на комитете и предложить губернатору утвердить своим постановлением для административного контроля высшего уровня», – озвучил свое предложение депутат Владимир Анисимов.
Решение было поддержано единогласно.
«Мы должны переломить ситуацию с дорожным ремонтом в целом. До конца следующей недели здесь, на площадке нашего комитета, депутаты планируют обсудить вопрос с участием министра, Контрольно-счетной палаты области, мэрии города Новосибирска, ТУАДа – что же всё-таки мешает улучшить состояние дорог Новосибирска и области», – прокомментировал решение комитета его председатель Майис Мамедов. По мнению законодателя, позитивные изменения могут быть и в условиях №44-ФЗ и должны начинаться с качественной подготовки технических заданий. «Техзадание детализирует, что же мы всё-таки хотим. С него начинается подготовка проектно-сметной документации. Затем выходим на торги, это 44-й Федеральный закон… Мы предлагаем министерству – приглашайте этого победителя, посмотрите, что у него есть, кроме ручки. Если нет ничего – вплоть до того, чтобы расторгнуть договор. Это вполне реально, и 44-й федеральный закон это позволяет, не доходя до реальной, практической работы. Думаю, этим должны заниматься правительство и министерство. У нас же федеральные дороги хорошие – потому что делаются по закону. Надо, чтобы такие же требования были к областным и муниципальным объектам», — подчеркнул Майис Мамедов.