Полномочия и ответственность в реальности и по закону
Комиссия Законодательного Собрания Новосибирской области по экологии продолжает работать над решением проблемы, существующей вокруг полигонов твердых бытовых отходов в Новосибирске.
«Уважаемые коллеги, мы в июле с вами ездили в составе рабочей группы на встречу с жителями улицы Малыгина, которая расположена возле полигона ТКО «Левобережный», – напомнил заместитель председателя комиссии по экологии Сергей Конько, предваряя обсуждение вопроса о плане мероприятий по установлению санитарно-защитных зон, выполнению иных требований, предусмотренных СанПиН 2.1.3684-21, на полигонах ТКО «Левобережный» и «Гусинобродский». – После обращения жителей мы выехали на место, ознакомились с ситуацией, приняли решение обсудить на заседании комиссии».
Первым на заседании комиссии выступил Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов. Он сказал о суде по иску прокуратуры об обязании МУП «САХ» установить санитарно-защитные зоны. Как выяснила природоохранная прокуратура, расположенные в Новосибирске полигоны ТКО «Левобережный» и «Гусинобродский» МУП «САХ» эксплуатирует с нарушением требований СанПиН. Суд вынес решение обязать предприятие до 1 января 2025 года установить санитарно-защитные зоны, привести полигоны в соответствие требованиям. После апелляции срок сократился до 1 июля 2023 года. «Считаем, что нарушением природоохранного и эпидемиологического законодательства создается угроза причинения вреда человеку и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц, – обосновал Дмитрий Цуканов. – Решение вступило в законную силу».
Директор МУП «САХ» Андрей Зыков перечислил, что сделано, чтобы не допускать возгорания на полигонах. Их отсыпают грунтом, увеличена в четыре раза охрана и ежечасно проводят патрулирование, приобрели пожарную машину. Установили камеры, которые следят за температурой. По мнению директора МУП «САХ», все возгорания были вызваны поджогами.
Санитарно-защитные зоны были установлены в 2017 году, но потребовалось увеличить площадь полигона «Левобережный» и, соответственно, снова установить границы санитарно-защитных зон. Как объяснил Андрей Зыков, полигоны, построенные десятилетия назад, которые эксплуатирует МУП «САХ», должны были быть закрыты 1 января 2019 года. Но в силу того, что концессия, заключенная Правительством Новосибирской области, не была реализована, принято решение продолжать работу на действующих объектах. «Надзорные органы постоянно штрафуют предприятие, – посетовал Андрей Зыков. – Мы заплатили за три года, с 2019 по 2022-й, 3 млн 120 тысяч рублей штрафов – только за то, что продолжаем работать. Это вынужденная мера. Все прекрасно понимают, что закрывать полигоны нельзя. Привести их в соответствие нельзя. Невозможно сделать систему удаления газа, потому что трубы необходимо прокладывать в горизонтальной плоскости. Как это делать на объектах, которые существуют один с 1967 года, другой с 1993-го, мы не нашли технического решения».
Чтобы исправить существующие нарушения, проинформировал директор МУП «САХ», необходимо, по предварительным расчетам, 266 млн 13 тысяч рублей. С этим предложением он обращался в органы исполнительной власти, но не нашел понимания.
В дальнейшем обсуждении с участием руководителя регионального Роспотребнадзора Александра Щербатова, председателя комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Марии Сидоровой, начальника управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Натальи Аббасовой подтверждались изложенные Андреем Зыковым факты. В установленные судом сроки реализовать все требования не представляется возможным. Чтобы не перегружать и без того перегруженный «Левобережный», возможно, придется перенаправить мусорные потоки на другие полигоны.
Вице-спикер Законодательного Собрания Ирина Диденко акцентировала внимание на требованиях законодательства. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об отходах производства и потребления» возлагает на субъект Российской Федерации, в частности, полномочия по утверждению инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО, организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. «Я сейчас говорю о разделении полномочий субъекта и муниципальных властей, в том числе, МУП. Почему они должны это делать? Нужно исходить из норм закона!» – подчеркнула Ирина Диденко.
Пока принято решение полигоны не закрывать, нужно находить решение совместно с надзорными органами, как содержать их в надлежащем состоянии. И это – ответственность того, кто наделен законом соответствующими полномочиями. В этом Ирина Диденко выразила твердую уверенность.
Слово взял депутат Николай Мочалин: «Тема старая. Мы обсуждаем ее в Заксобрании уже 25 лет, на заседаниях комитета по строительству принимали решение. То, о чем говорит Ирина Валерьевна, абсолютно справедливо. При чем здесь «САХ»? При чем здесь мэрия? Нужно потребовать от Правительства принять меры!»
«Это практика, когда мы сложные проблемы сваливаем на, вроде как, другой уровень, – выразил мнение депутат Денис Субботин, вспомнив историю с берегоукреплением в Ордынском районе, когда ответственными за реализацию проекта были обозначены органы местного самоуправления. – У меня предложение: в резолюцию комиссии добавить рекомендацию Правительству области найти 266 миллионов рублей, внести изменения в программы и обеспечить работу действующего полигона. Как минимум».
Заместитель председателя комиссии по экологии Сергей Конько прокомментировал: «Мы видим нежелание решать проблему и попытку перевалить с одного ведомства на другое. Мы пытаемся в этом разобраться. Согласно федеральному закону, полномочия относятся к Правительству Новосибирской области, поэтому мы и рекомендовали в своем решении Правительству взять в свои руки решение этого вопроса. Думаю, после этого будут конкретные шаги. Но уже есть результаты – по крайней мере, перестали гореть свалки, а эта проблема стояла очень остро».