Проект закона об областном бюджете на 2021 год рассмотрели депутаты в первом чтении на сессии Заксобрания
26 ноября сессия Законодательного Собрания в первом чтении рассмотрела проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», сообщили Бердск-Онлайн в пресс-службе Заксобрания НСО.
Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов депутатам представил министр экономического развития региона Лев Решетников. По словам министра, документ разработан на базе прогноза Минэкономразвития РФ и учитывает наметившиеся тенденции, в том числе такой ограничивающий фактор, как коронавирусная инфекция, и усиление конкуренции за квалифицированные кадры. Экономике предстоит подниматься с уровня не слишком благоприятного 2020 года, для которого были характерны падение темпов промышленности и строительства, снижение показателей сельского хозяйства, оборота оптовой и розничной торговли. Также было зафиксировано снижение большинства показателей в социально-трудовой сфере, таких как численность рабочей силы, численность занятого населения. Официальный уровень безработицы рос, а вот естественный и миграционный приросты населения падали.
Как сообщил министр, в плановый период прогнозируется медленный рост ВРП (100,5% — в 2021 году), рост инвестиций в основной капитал (101% — в 2021 году), подъем промышленного производства – 101,4%, сельского хозяйства – 102,6% . В предстоящем году не прогнозируется восстановления розничной торговли (95%), темп роста заработной платы – 104,1%.
Лев Решетников заметил, что на практике «мы всегда прогнозируем немного слабее динамику, но по факту оказываемся чуть быстрее, чем среднероссийские показатели. Учитывается и эффект мер господдержки, которые были оказаны экономике в период пандемии, это примерно 25 миллиардов рублей».
Депутат Законодательного Собрания Роман Яковлев обратил внимание на число безработных – 63 тысячи человек. «Из какой они отрасли? И чем вызвано такое снижение работающих в сельском хозяйстве и промышленности?» — задал он вопросы министру.
«Прежде всего, пострадала сфера услуг: экономика испытывает резкое падение спроса в связи с эпидемией коронавируса. А первая антикризисная мера, которая принимается бизнесом в таких условиях, – всегда сокращение персонала. Принимаемые меры поддержки способствовали тому, чтобы как-то стабилизировать обстановку», — пояснил министр.
«Большая часть из этих 63 тысяч безработных – в сельском хозяйстве, — дополнил Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив. – Стало выгодно вставать на биржу, а не работать на предприятии. То есть услуги, как было уже сказано, и в большинстве своем – сельское хозяйство. И этот аспект тоже требует анализа».
Представляя депутатам проект областного бюджета, заместитель Председателя Правительства области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко отметил произошедшее в текущем году снижение налоговой отдачи большинства отраслей экономики, сокращение доходов областного и местных бюджетов.
Как доложил глава регионального Минфина, основные принципы, положенные в основу бюджета, это выполнение Указов Президента РФ, регулирующих расходы в социальных отраслях и в целях реализации стратегических задач развития страны. Обеспечены все соглашения по условиям софинансирования с федеральными органами власти. Другой характеристикой проекта бюджета является оптимизация текущих расходов государственных и муниципальных учреждений, сохранение финансовой устойчивости местных бюджетов.
По сообщению министра, стратегия Правительства РФ ориентирует регионы на восстановление уровня доходов в 2021 году. Для области это означает прирост собственных доходов на 113%, что планируется в том числе за счет источников, высокорискованных с точки зрения их сбора. Объем ресурсов, который предусмотрен региону из федерального бюджета, ниже, чем уровень 2020 года, уже потому, что в текущем году федеральный центр активно поддерживал регионы в части финансирования мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией. Глава Минфина области отметил, что при втором чтении федерального бюджета трансферты региону увеличились еще на 16 миллиардов рублей. «Это субсидии, которые мы должны софинансировать», — уточнил министр.
Доходная часть бюджета следующего года прогнозируется в размере 171,5 миллиарда рублей. Расходная часть – в объеме 180,6 миллиарда рублей, дефицит – 9,18 миллиарда рублей, причем исключительно заемный, подчеркнул министр.
Расходная часть на 88%, то есть почти 159 млрд рублей, обеспечивается собственными ресурсами бюджета. 86% расходов – приоритетного характера. Обеспечены все контрольные показатели по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы, которые регулируются специальными Указами Президента РФ, предусмотрены средства на плановый рост минимальной оплаты труда. Расходные полномочия по социальной поддержке населения – почти 22 млрд рублей – учитывают дополнительную индексацию социальных выплат населению почти на 4%. Основная часть средств адресована на поддержку семей с детьми и граждан старшего поколения.
Как сообщил министр, в структуре приоритетных расходов различий с 2020 годом нет. Так, ассигнования по поддержке инвесторов, промышленности, предпринимательства, инновационной деятельности в сумме составляют 742 миллиона рублей. Расходы дорожного фонда запланированы, исходя из закрепленных доходных источников и общих доходов бюджета. Эти бюджетные доходы будут направлены на строительство дорожной инфраструктуры, ведущей к многофункциональной ледовой арене, и продолжение строительства моста через Обь на условиях концессии и федерального софинансирования. Транспортное обслуживание населения запланировано с учетом темпа инфляции, в том числе с целью поддержки предприятий пассажирского транспорта.
Доходная часть бюджета следующего года прогнозируется в размере 171,5 миллиарда рублей. Расходная часть – в объеме 180,6 миллиарда рублей, дефицит – 9,18 миллиарда рублей.
«Вызовы 2021 года будут требовать от нас сверхзаимствований – более 10 миллиардов рублей. В текущих условиях безопасным уровнем долговой нагрузки будет уровень не более 50% собственных доходов, который позволит нам избежать излишнего согласования наших бюджетных решений с федеральными органами власти», — отметил Виталий Голубенко. Министр еще раз подчеркнул: дефицит бюджета исключительно заемный.
Министру был задан единственный вопрос. Депутат Сергей Левшенков заметил, что текущий год «показал кучу «дыр» в системе здравоохранения. Почему статья расходов на здравоохранение так сильно режется?»
Это не так, опроверг заявление парламентария глава Минфина: «Дело в том, что большую часть ресурсов система здравоохранения получает из фонда обязательного медицинского страхования. Очень важным является и аспект государственной политики в развитии федеральной системы здравоохранения. В частности, в 2021 году это будет политика по укреплению первичного поликлинического звена. И наш регион получит порядка 1,8 миллиарда рублей на эти цели».
Проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» депутаты Законодательного Собрания приняли в первом чтении единогласно.
«Бюджет достаточно консервативный, — прокомментировал председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев. — Нотка оптимизма отсутствует еще и потому, что пока не все параметры понятны с точки зрения федеральных межбюджетных трансфертов. Если в текущем году у нас 67 миллиардов рублей межбюджетных федеральных поступлений, то в проекте бюджета 2021 года пока только 37 миллиардов рублей. Надеемся, что между первым и вторым чтениями мы еще увидим дополнительные назначения по федеральным трансфертам и субсидиям».
Характеризуя проект главного финансового документа региона, Фёдор Николаев подчеркнул: «Основное – стопроцентное закрытие всех социальных статей. Говорить о бюджете развития в полной мере пока не приходится, но все начатые объекты строительства, в том числе ФАПы, детские сады, школы в бюджет перешли. Да, мы имеем снижение доходов и расходов по дорожному фонду, но, тем не менее, приоритетный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в полной мере в бюджете отражен. Как и обеспечение населения чистой водой, другие направления. Планируем, что к моменту принятия поправок будут уточнены цифры федеральных трансфертов. Надеемся, что в течение следующего года после первого квартала будет возможно какое-то увеличение статей, именно связанных с бюджетом развития».