Социальное предпринимательство нуждается в поддержке
«Необходимо создавать площадки для взаимодействия социального предпринимательства, исполнительной власти и крупного бизнеса», — убеждена Ирина Диденко, координатор федерального партийного проекта «Локомотивы роста» в Новосибирской области, заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
За круглым столом в Центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес» разговор шел о мерах, которые помогут сделать сферу социального предпринимательства более эффективной, сообщает сайт Бердск-Онлайн. К этой сфере закон относит субъекты малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие занятость граждан, отнесенных к категориям социально уязвимых. Инвалиды, одинокие и многодетные родители, граждане воспитывающие несовершеннолетних детей, пенсионеры и граждане предпенсионного возраста, выпускники детских домов, бывшие осужденные, беженцы, малоимущие и другие должны составлять не менее 50% среди работников организации. Кроме того, к социальному предпринимательству закон относит предприятия и организации, реализующие товары (работы или услуги), произведенные и предназначенные для граждан социально уязвимых категорий, а также субъекты предпринимательства, ведущие деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества.
То, что такие предприятия и организации остро востребованы – очевидно. О том, насколько они жизнеспособны, говорит одна цифра: на данный момент в сфере социального предпринимательства области действует всего 12 организаций и предприятий. Мартовская сессия регионального парламента утвердила во втором окончательном чтении изменения в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», распространив меры поддержки в сфере малого и среднего бизнеса на систему социального предпринимательства.
«В этом году появится новая мера поддержки – грант из средств федерального бюджета в размере от 100 до 500 тысяч рублей, — сообщила Анна Амосова, начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства министерства промышленности торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. — Сумма гранта должна составлять 50% затрат на реализацию проекта — расширение видов деятельности, точек присутствия. Причем, не на компенсацию прошлых затрат, а именно расходы на развитие». Как подчеркнула представитель Минпромторга, прежде никогда за счет субсидий не возмещались коммунальные расходы, грант такую возможность дает. Единственное условие — в течение трех лет субъект бизнеса должен подтверждать свой статус социального предпринимателя.
По мнению предпринимателей, выполнить это справедливое в целом условие в наше нестабильное время далеко не просто. «Неплохо было, наряду с информационными и консультационными услугами, которые сейчас получает социальный бизнес, оказывать помощь и в получении лицензии», — высказал свое предложение Денис Прядунов, директор ООО «Неограниченные возможности». Их фирма выпускает конструкции, обеспечивающие доступность среды, и обеспечивает граждан средствами технической реабилитации. «Спрос на услуги очень велик. Но если родители здоровых детей могут их оплачивать, то родители больных детей, в том числе детей с ДЦП, зачастую делать это не в состоянии. Порой делаем массаж, другие манипуляции бесплатно, покрывая расходы, например, за счет образовательных услуг», — поделилась проблемой Елена Баскакова (ИП «Аквапатронаж»).
Не меньше проблем у производственных предприятий. По словам директора ООО ПКП «Экология и соцзащита» НОО ВОИ Алексея Дальчанина, предприятия, где большая часть работающих – инвалиды, многодетные, люди пенсионного и предпенсионного возраста, изначально проигрывают конкуренцию в рентабельности. «Нужен заказ на обучение персонала и гарантированный спрос», — считает директор.
«Мы работаем в едином пространстве и давать преференции каким-то одним предприятиям нельзя, — высказала свое мнение модератор Ирина Диденко. – И все-таки надо думать, какие меры поддержки были бы возможны для социального бизнеса. Например, создать свою торговую марку. Или дать им преимущества в госзакупках. Юристы пока не дают решения, каким вариантом воспользоваться. Но работать в этой области все равно нужно. Если конкуренция на рынке услуг пока отсутствует, то для производственных предприятий среда остро конкурентная. Защита социальных предпринимателей, конечно, очень важна. Формирование спроса было бы самым правильным», — убеждена Ирина Диденко.
Налоговые льготы, по мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей Новосибирской области Николая Мамулата, не сработают. Опыт показывает, что в льготной сфере сразу появляются «ловкие» компании, которые получают преференции, а через полгода выясняется, что ни инвалидов, ни других сотрудников социально уязвимых категорий в них нет. Омбудсмен предложил другой вариант: «Мне очень понравились сказанные сегодня слова, что многие министерства «скромничают». В самом деле, почему они не отдают часть своих полномочий предпринимателям? По закону, например, министерство соцразвития 10% своих полномочий может отдать в негосударственный сектор. В сферу социального предпринимательства, тот же социальный патронаж, определив сумму средств на одного пациента. Вот конкретный соцзаказ от государства, который будет стимулировать этот бизнес. Именно социальный бизнес может улучшить качество, потому что появится конкуренция между предпринимателями, и качество услуг будет намного лучше и дешевле. Развивать бизнес в этом направлении нужно», — подчеркнул омбудсмен.
«В связи с этим вывод – о необходимости взаимодействия социального бизнеса с госорганами, крупными предприятиями, — продолжила депутат Законодательного Собрания Ирина Диденко. — И индивидуальный подход здесь, в том числе, имеет место быть. Давайте формировать площадку для общения, чтобы не через «сарафанное радио» передавалась информация о социальном предпринимательстве, а обсуждалась на бизнес-площадке. Нужно популяризировать, поощрять эту сферу, помогать тем людям, которые берутся за этот непростой бизнес».
Все предложения, прозвучавшие за круглым столом, будут переданы на федеральный уровень проекта «Локомотивы роста», — заметила Ирина Диденко, подводя итог обсуждению.