Как будет решаться проблема аварийного жилья и сколько денег на модернизацию сетей должно быть заложено в платежках ЖКХ?
О планах строительного комитета на осеннюю сессию депутат Госдумы Александр Аксёненко рассказал в Новосибирске на «Сибирском строительном форуме-2022». За три дня на площадке концертного зала им.Каца выступили более 60 спикеров со всей страны.
Центральным мероприятием третьего и заключительного дня «Сибирского строительного форума-2022» стало межрегиональное совещание по вопросам развития строительной отрасли в субъектах РФ, входящих в межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение» (МАСС).
В составе экспертов дискуссии выступил депутат Госдумы РФ Александр Аксёненко. В федеральном парламенте он представляет Новосибирскую область и является заместителем Председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. В свете новых вызовов для отрасли, связанных с обрушившимися на нашу страну санкциями, как раз к представителю законодательной власти у присутствовавших гостей и участников было больше всего вопросов. Что еще планирует предпринять Госдума, чтобы стабилизировать положение отрасли.
Аксёненко озвучил планы строительного комитета на осеннюю сессию. В первую очередь, они будут сосредоточены на продолжении работы по минимизированию бюрократических барьеров: «Задача Минстроя сократить объём документов, разрешающих ввод, в 4 раза. Немалая работа в этом направлении Правительством совместно с Госдумой уже проведена, её итог, несмотря на санкции, — ввод жилья вышел на допандемийные показатели по всей стране», — доложил парламентарий.
Напомним, что по недавно вице-премьер Марата Хуснуллина озвучил, что на начало августа ввели уже 57,7 млн кв м жилья. И, как на днях сообщили в Минстрое НСО, из них в Новосибирской области – 1,5 миллиона жилых квадратов, что на 45% выше уровня 2021 года.
Вместе с тем Александр Аксёненко напомнил, что на пути этого локомотива экономического роста сегодня лежит немало препятствий, которые необходимо устранить. В том числе износ коммунальных сетей. В некоторых регионах страны, например в Новосибирской области, он достигает 70%.
«Есть рабочая группа при комитете, в ней мы рассматриваем изменение подходов к тарификации, чтобы закладываемые в тариф деньги на модернизацию были окрашенными и были не менее 20-30%», — рассказал Аксёненко.
Также в предстоящую сессию перед комитетом стоит задача проработать дополнительные механизмы расселения аварийного жилья. Напомним, недавно Правительство страны, не дождавшись окончания предыдущей программы, уже запустило новую. На данный момент Новосибирская область в неё не попала, так как не выполнила текущие показатели расселения непригодных к проживанию домов.
«В декабре должна быть утверждена нормативная база новой федеральной программы расселения аварийного и ветхого жилья. Сейчас она работает по принципу подключения к ней только тех регионов, кто успешно завершил предыдущую программу. Мое мнение, не совсем справедливо подключать к программе только при условии завершения выполнения предыдущей. Объективно, что исторически у всех аварийный фонд разный. И если продолжать по такому принципу распределять и включать, то в отстающих регионах ситуация будет только усугубляться. Помимо запуска новой программы, будут прорабатываться дополнительные механизмы решения вопроса расселения. Возможно, будет подключение механизма рынка арендного жилья некоммерческого найма – по крайней мере, такие обсуждения идут», — высказал свою точку зрения новосибирский депутат.
Также Аксёненко высказал свою точку зрения еще на один животрепещущий для региона вопрос – механизм КРТ (комплексное развитие территорий). Этот механизм также призван решать проблему непригодного жилья или устаревшей нежилой недвижимости. На его взгляд, именно недоработки в законодательстве не дают ему в полной мере раскрыться и начать работать.
В Новосибирской области, на данный момент «комплексному развитию» подлежит 21 территории. Одна из них расположилась в Нижней зоне Академгородка и схема её застройки вызвала недовольства среди местных жителей.
Предстоит парламентариям решить еще одну дилемму – уже наконец-то определиться со статусом апартаментов. На данный момент этот вид помещения признается законодательством, как нежилой. Соответственно, не несет никакой сопроводительной социальной нагрузки, в них нельзя получить регистрацию по месту жительства, встать с этой регистрации на очередь в детский сад и т.п. Но, тем не менее, апартаменты становятся все популярнее среди населения. Люди не обращают внимание на эти «нюансы», так как зачастую апартаменты более выгодны в приобретении.
«Был уже один заход по этому вопросу в новом созыве Госдумы, прошлой осенью пытались привести в порядок законодательный аспект статуса апартаментов, было много дискуссий. Мое мнение, что если люди выбирают этот вид помещения для проживания, пользуются социальной инфраструктурой, то апартаменты надо наделять статусом жилого помещения».
Парламентарий от Новосибирской области также отметил, что находится в диалоге с и.о. министра строительства Новосибирской области Алексеем Колмаковым. Он пообещал продолжить доносить до федеральных властей запрос регионального Минстроя о необходимости корректировки механизма эскроу-счетов и получения застройщикам права на его досрочное раскрытие. Здесь, по словам депутата, мнения Минстроя НСО и строительного комитета Госдумы совпадают – такое право на постепенное раскрытие счетов у застройщиков должно быть, в целях недопуска «обесценивая» средств на счетах. Но вот позиция Центрального Банка на этот счет иная и такое право предоставлять они пока не хотят.