Роман с театром. Режиссёр из Бердска стал Почётным работником культуры Новосибирской области
Звание Почётный работник культуры Новосибирской области присвоено режиссёру из Бердска Роману Мотылюку. Вот уже 15 лет Роман Анатольевич работает в отделении музыкального театра детской музыкальной школы имени Свиридова. Он руководит театрами «В Главных Ролях», «Первая роль» и «Антре». А еще многие помнят феерично-яркие городские праздники, режиссёром которых был Мотылюк. По собственному признанию, он всегда стремится сделать все то, за что берется, лучше всех. Найти собственное оригинальное решение, придумать то, чего ещё никогда нигде не было.
Распоряжение о присвоении звания «Почётный работник культуры Новосибирской области» уже подписано губернатором Андреем Травниковым, вручение же памятного знака и денежной премии состоится в Новосибирске в профессиональный праздник – День работников культуры.
Напомним, на сессии городского совета депутатов ранее было принято решение о присвоении звания почётный работник культуры Бердска Елене Трубниковой и Людмиле Лихницкой.
В преддверии праздника мы встретились с Романом Мотылюком, чтобы выяснить: стало ли это событие высшей точкой развития или это лишь веха на творческом пути.
– Без ложной скоромности считаю, что мы заслужили это звание, мы его достойны не за выслугу лет, а за достижения, за работу. Я говорю «мы», потому что всё, что я делаю, я делаю вместе с ребятами. Поэтому все наши достижения – это общие достижения. Не бывает режиссёра без актёров. Однозначно, это не вершина, не предел. Складывать ручки мы не будем, цели у нас большие. Мы будем двигаться дальше, развиваться, ставить новые спектакли.
А ближайшая цель – выиграть грант на два миллиона на конкурсе «Культура – это мы». Мы уже прошли в зональный этап в числе пяти коллективов от Новосибирской области, поэтому, считаю, что шансы у нас неплохие. Эти деньги дадут возможность приобрести сценическое и музыкальное оборудование, пополнить костюмный фонд. Конкретно для меня это звание означает лишь то, что я двигаюсь в правильном направлении. А двигаться есть куда, – говорит Роман Мотылюк.
Среди самых дорогих сердцу проектов, Роман называет своё самое первое большое мероприятие, организованное ещё в Славгороде: национальный фестиваль в Алтайском крае – трёхдневный праздник с карнавалом.
– Дорого мероприятие в Бердске, на котором я впервые применил видеодизайн на сцене – тогда этого никто не делал. Это был 20-минутный блок, посвященный Афгану в рамках торжественного мероприятия, посвященного 23 февраля. Тогда я потратил на это все свои деньги! Первыми в Новосибирской области мы сделали неоновое шоу с летающими светящимися предметами. Мне нравится быть первым, мне интересно не повторяться, не брать то, что придумано другими, а находить свои формы, свое решение. Это интересно! Иногда решения приходят во сне, часто приходит на помощь мое первое техническое образование. И мне неприятно, когда кто-то плагиатит мои идеи.
– В сегодняшней ситуации – сложной, тревожной, экономически нестабильной – есть место культуре?
– Я много думал об этом. Мне кажется, что политика разрушает, а культура – объединяет. В перерывах между боями человек поёт. Язык культуры не имеет национальности, он понятен всем. Культура воспитывает, обогащает.
Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота
Кажется, что творчество в его жизни было всегда. Он вспоминает, что свою первую роль он сыграл еще в детском саду – это была роль Козла.
– Мне всегда нравились костюмы, мне хотелось любой! Но когда мне досталась роль Козла, было немножко обидно: дома есть даже фото, где я в этой роли с грустным лицом. Потом были и другие роли – я всегда безумно любил детсадовские утренники. Мне нравилось всё: читать стихи, петь, танцевать, переодеваться и даже играть на ложках. Наверное, именно тогда у меня и возникла любовь к творчеству.
В третьем классе маленький Рома случайно узнал о существовании музыкальной школы и о том, что там можно научиться играть на пианино. Он пришёл домой и безапелляционно заявил маме о своем решении учиться играть на пианино. Маме не оставалась ничего другого, кроме как взять сына за руку и отвести в музыкалку. Он освоил класс аккордеона, а вторым инструментом всё же стало вожделенное фортепиано.
Но школьник Рома не ограничился музыкалкой: занимался хореографией, лепкой, ходил в драмкружок, пел в хоре, входил в состав редколлегии класса, водил в подходы подшефный класс.
– У меня был очень плотный график. Прибегал из школы, снимал пионерский галстук, надевал бабочку, бежал в музыкалку, потом в хор, потом еще куда-то. Но при этом я считаю, что у меня было чудесное детство, потому что, всё, чем я занимался, мне очень нравилось!
Помню, мы должны были петь в Доме культуры. В ожидании своего выступления я раскачивался сидя на заборчике во дворе, пока не свалился оттуда лицом на асфальт. Выходит руководитель, видит мое окровавленное лицо, говорит о том, что мне нельзя на сцену. Я не мог пропустить выступление и настоял: выйду и спою. В итоге меня умыли, и я вышел с разодранным лицом и вдохновенно запел «Люди прошу вас, потише, потише!». А мама сидела в зале и никак не могла взять в толк, зачем мне половину лица вымазали помадой.
В театральном кружке появились куда более серьезные роли, по сравнению с детсадовскими. Роман сыграл роль Царя Гороха и даже роль Бога: в ватных облаках, белоснежной простыне, с нимбом над головой.
– Вся моя детская жизнь была связана с творчеством. Я мечтал играть в вокально-инструментальном ансамбле. Но к окончанию школы я даже не знал о том, что можно выучиться на режиссера. Я уже заканчивал школу, когда в коридоре появились два плаката: выпускникам предлагали освоить профессию животновода и акушера. Я на полном серьёзе стоял и думал, что из этого мне выбрать. На тот момент я даже не думал, что могут быть какие-то еще варианты. К тому моменту моя сестра уже поступила в Алтайский техникум информатики и вычислительной техники, я решил не заморачиваться, а просто пойти по её стопам. К тому же на тот момент наша семья жила в Казахстане, а мне очень хотелось оттуда уехать. И я поступил в АТИВТ.
В техникуме был кружок «Фан-клуб», в котором был вокально-инструментальный ансамбль. Я понял, что моя мечта сбылась – и в первый же день учёбы записался туда. Словом, все мое обучение в техникуме свелось к тому, что я пел, играл на клавишных, писал какие-то сценарии, организовывал праздники, проводил свадьбы – творчество снова окружило меня. Даже в техническом учебном заведении.
От завода до сцены
Новоиспеченный техник-электронщик Роман Мотылюк, получив диплом, отправился работать на завод, где стал слесарем КИПиА. Быстро стал слесарем 6 разряда, а параллельно пошёл работать в клуб ночным сторожем. В клубе можно было снова петь и играть на сцене.
– Несмотря на то, что работа была связана с расчётами, приборами, да и вообще творческой её назвать нельзя, она мне нравилась. Не нравилось мне вставать в 6 утра и жить по расписанию. А потому с завода я уволился, и переехал в Яровое, где устроился оператором аварийно-диспетчерской службы в ЖКХ. Сейчас сложно поверить, но в жилищно-коммунальном хозяйстве я проработал 10 лет. Я был самым вежливым диспетчером. Иногда, во время ночных дежурств мне звонили какие-то бабушки просто для того, чтобы поговорить.
Однако и здесь неуёмный Мотылюк нашёл выход для своей творческой энергии. Поскольку диспетчером он трудился сутки через трое, он устроился на работу в местный дом культуры, в методический центр.
– Мы разрабатывали методички, составляли планы развития творческих коллективов, подбирали репертуар, находили для них мастер-классы, помогали организовывать мероприятия, в том числе выездные. Одновременно я и сам выходил на сцену: пел, пробовал себя в качестве режиссёра. Но уходить из ЖКХ не хотелось, потому что там моя зарплата была в 10 раз выше, чем в ДК. Тогда я уже знал, что есть профессия режиссёр: мои воспитанники из методического центра к тому времени уже поступили в Алтайский институт культуры и осваивали там эту профессию. Они приезжали домой и рассказывали мне, чему их учат, что они там делают. И чем больше я слушал их, тем больше понимал: это то, чем мне хочется заниматься. Так я снова стал студентом.
Роман учился и параллельно внедрял полученные знания в жизнь: всё, то, чему его учил мастер, он пытался тут же опробовать в Славгороде. Это были большие площадные мероприятия, городские праздники, фестивали… Таким образом, уже к 4-ому курсу он успел сформировать солидное портфолио. В это время диспетчер аварийной службы ЖКХ получает сразу два приглашения – художественным руководителем в Санкт-Петербург и на место режиссера праздников Бердск. Бердчанам несложно догадаться, что в итоге выбрал Роман Мотылюк.
– Диплома у меня на тот момент еще не было, а потому я просто испугался принять предложение из Санкт-Петербурга: думал, что не потяну. А с Бердском получилось так: тогдашний начальник отдела культуры Ян Павловский увидел диск с записью моего праздника – это был День Победы на площади в Славгороде. Он загорелся и стал уговаривать меня переехать в Бердск. Думал я целый год, а потом решился приехать – посмотреть. Так получилось, что я приехал в День города. Сразу скажу, что сам город мне очень понравился – зелёный, уютный. А вот городской праздник… мягко скажем, он меня ужаснул.
Словом, достигнув возраста Христа, Роман Анатольевич принял решение кардинально изменить свою жизнь: собрал вещи и всё же переехал в Бердск. Но в отдел культуры сразу не пошёл, поэтому Ян Павловский так и не узнал, что так заинтересовавший его несколько лет назад режиссёр все-таки приехал в Бердск. В ГДК от его услуг отказались, в ДК «Родина» тоже. Зато его персоной очень заинтересовалась начальник отдела физкультуры и спорта Татьяна Яцина: она и пригласила его на работу.
– В институте нам говорили: праздники можно с кем угодно, только не со спортсменами. Так и получилось. Нужно было подготовить мероприятие на стадионе. Я попросил привести из каждой секции по 10 человек. Мы полдня репетировали, определились, кто где будет стоять, что делать. На следующий день они приходят – и ничего не знают. Я им: ну как же так, мы же вчера обо всем договорились! А они смотрят на меня, как на барана. Оказывается, руководители привели других детей. А на третий день – опять новых! Словом, первый блин в Бердске был комом. Но зато я понял, что имели ввиду педагоги, когда предостерегали от работы со спортсменами, – смеется Роман Анатольевич.
А затем его пригласили поработать в Бердскую музыкальную школу – в отделение музыкального театра. Было это 15 лет назад.
Театр, как кузница талантов
Молодёжный музыкальный театр «В Главных Ролях» создан на базе Бердской детской музыкальной школы имени Свиридова 1 сентября 2007 года. Сегодня он имеет два театральных коллектива-спутника: бердский музыкальный театр юного актёра «Первая роль», для детей среднего школьного возраста, и бердский театр начинающего актёра «Антре», для знакомства детей младшего возраста с театральным творчеством. Сегодня театр удостоен звания Заслуженный коллектив народного творчества Новосибирской области. Все три коллектива обеспечивают преемственность поколений: малышей готовят в «Антре», играют они в первых своих постановках в «Первой роли» и переходят в основной коллектив театра «В Главных Ролях». Во многих проектах задействованы все составы коллективов.
Мотылюк – настоящий подвижник театрального искусства, неутомимый новатор и генератор идей. Он одновременно является режиссером-постановщиком, поэтом, сценаристом, декоратором, гримером, оформителем и художником по костюмам. За годы работы Роман Анатольевич создал систему воспитания будущего актёра, обеспечивающую высокое качество подготовки, формирование эстетического вкуса и развитие творческого потенциала учащихся. Более 40 актёров театра становились лауреатами и стипендиатами губернатора Новосибирской области и главы города Бердска. За последние семь лет существования коллективов, они собрали урожай из более восьми сотни дипломов: театр уже известен не только в России, но и за ее пределами, поскольку победителями фестивалей и конкурсов театр и его актёры становились не только на региональном уровне, но и на федеральном, и на международном.
За эти годы через театр Романа Мотылюка прошли около двух сотен юных бердчан. Часть из них выбрала для себя культурную стезю: более 30 выпускников Романа Анатольевича окончили профильные вузы и стали актёрами, режиссёрами, музыкантами, звукорежиссерами, операторами. Есть и те, чьи имена уже загорелись яркими звёздочками.
Красавица Екатерина Черепанова — профессиональная актриса театра им. Андрея Миронова (Санкт-Петербург) уже сыграла 10 ролей в кино и сериалах, в Новомосковском театре играет Матвей Климкин, в театре Афанасьева служит Полина Грушенцева, Элина Зяблова играет на сцене «Глобуса», Екатерина Подлесная служит в красноярском ТЮЗе, Алексей Ворошень стал музыкантом, мечтает перевернуть мир начинающий актер театра и кино Даниил Иванов.
Выпускники театра «В Главных Ролях» и сами снимают художественные фильмы – в частности первый художественный фильм в Бердске «Деревня» был снят именно воспитанниками Романа Анатольевича Павлом Медниковым и Алексеем Фромиллером. Фильм «Деревня» несколько раз был показан в кинотеатрах города и каждый раз собирал аншлаг, этот фильм занял второе место на Международном конкурсе «Eventiada Awards» среди 800 работ. В конкурсе принимали участие режиссеры из Польши, Венгрии, России, Беларуси, Казахстана. Сейчас фильм есть в свободном доступе, и собирает огромное число просмотров. Сейчас Павел Медников снимает фильмы и ролики социальной направленности, выступает в роли режиссера и сценариста в городе Москве.
Выпускники театра возвращаются работать в родной город: преподают актёрские дисциплины в музыкальной школе, работают режиссёрами в городском доме культуры.
Но даже если выпускники выбирают для себя другие специальности, направления, иной жизненный путь, театр навсегда остаётся в их сердцах. Иначе как объяснить, что учительницы и железнодорожники после работы спешат в родную музыкалку, чтобы снова выйти на сцену? Многие выпускники Романа Мотылюка продолжают играть во взрослом составе театра и принимают участие в мероприятиях.
– Для них после окончания школы театральная жизнь не прекращается, – улыбается Роман Анатольевич.